Елена Немченко
Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.
Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включая на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
Публикация «Консультация для родителей „Музыка в общении с ребенком“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Темочки
Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Немаловажным фактом успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Познакомьтесь с ними и поясните их маленькому музыканту.
Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и
первым пальцами, затем ударьте ими по мембране.
Треугольник: возьмите левую руку за ремешок,
поднимите на уровень груди, палочку возьмите в
правую руку; удары производятся или по основанию
инструмента, или по боковым сторонам снаружи.
Возможны быстрые удары изнутри по боковым
сторонам инструмента (эффект тремоло).
Колокольчик: возьмите в правую руку,
поднимите на уровень груди и покачивайте из
стороны в сторону.
Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на
уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую
руку, поднимите вертикально (боком к играющему)
и правой рукой ударяйте по мембране.
Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.
Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.
Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку, разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).
Игру на детских музыкальных инструментах можно сопровождать фланелеграфным театром. Фланелеграфный театр – один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать его способности в различных направлениях. Этот вид театра включает в себя исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Украшает исполнение подыгрывание на детских музыкальных инструментах и игрушках.
Сначала нужно сделать сам фланелеграф. Подберите кусок фанеры произвольных размеров, на котором будут располагаться фигурки, и обтяните его фланелью. Получившийся фланелеграф прислоните к спинке стула. Если вы сделали сзади подставку, фланелеграф можно размещать на столе. Выберите материал для инсценирования и нарисуйте героев. Можно воспользоваться подходящими иллюстрациями из книг и раскрасок. Иллюстрации нужно перевести на твердый картон, раскрасить и вырезать, с обратной стороны приклеить кусочки фланели или бархатной бумаги, чтобы фигурки не падали.
Раным-рано поутру петушок: «Ку-ка-ре-ку!» (Выкладывается петушок.)
Разбудил петушок солнышко, а вместе с ним и все проснулись
(глиссандо на металлофоне) :
Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря» (выкладываются уточки,
Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко» (выкладываются курочки,
Наши гуси у пруда: «Га-га-га» (выкладываются гуси).
Вдруг собачка прибежала (выкладывается собачка,
Всех-всех-всех перепугала: «Гав-гав-гав!» (убираются остальные фигурки).
Ты, собачка, не лай, друзей наших не пугай (погрозить пальцем собачке,
Лучше с нами поиграй.
Далее можно загадывать собачке загадки (в том числе на музыкальных инструментах, спеть ей песенку и т. п.
Чтение стихов, рассказывание сказок также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах, тем самым раскроет ребенку увлекательный мир музыкального творчества. На домашнем празднике можно удивить маленьких гостей и вовлечь их в совместное исполнение.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка, и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом, да не простое (удар деревянными ложками, а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по
пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула
(игра на колокольчике) – яичко упало и
разбилось (глиссандо на металлофоне снизу
вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по
треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику) :
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику,
не плачь, баба (частые удары по треугольнику).
Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».
Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов. Загадки очень полезны для детей: они развивают воображение, смекалку, расширяют представления об окружающем мире. Попробуйте загадывать их с помощью музыкальных инструментов и игрушек. Используйте те же приемы игры, что при озвучивании сказок и стихов: глиссандо по пластинкам металлофона может изображать ручеек, и ливень, и солнечные лучики; удары по пластинкам металлофона или по треугольнику – часы, капли дождя, сверкание снежинок; встряхивания погремушки или маракаса – шум листвы, дождя, метель и т. д. Загадывать можно по очереди – сначала взрослый, потом ребенок. Очень нравятся детям игры с музыкальными инструментами, например, «Угадай, на чем играю», «Музыкальное эхо». Для них, кроме набора музыкальных инструментов и игрушек, понадобится ширма.
«Угадай, на чем играю». Взрослый за ширмой играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает его. Для ответов можно также заготовить соответствующие картинки и дополнительный набор музыкальных инструментов.
«Музыкальное эхо». Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например, два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но лучше не том же, на котором играл взрослый. Эти игры могут быть переведены в разряд настольных, по типу лото. Для этого заготовьте большие карточки, разбитые на клетки, в которых изображены музыкальные инструменты, которые будут использоваться, и маленькие карточки с их изображениями. Когда звучит какой-либо инструмент, ребенку следует выбрать нужную карточку и положить ее на клетку с изображением звучащего инструмента, желательно предварительно повторив заданный ритм. Играть можно нескольким участникам. Побеждает тот, кто быстрее правильно заполнит все клетки. Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.