Наталья Мамаева
Консультация для родителей «Мямлики» и «шустрики» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
«Мямликив нельзя подгонять и одергивать, ругать за неудачи – он моментально «завязнет» и может отказаться от дальнейших действий. Необходимо помнить, что психофизические особенности таких детей определяют не только посильный для них темп выполнения любых действий, связанных с движением, но и специфическую тактику решения задач. Для этих детей требуется время, чтобы предварительно продумать последовательность действий, необходимых для выполнения задания, подробно представить их себе, и лишь затем они могут перейти к их практическому осуществлению. Именно из- за этого они обычно не сразу приступают к делу, что очень раздражает нетерпеливого взрослого, не представляющего себе, о чём это размышляет ребенок и почему он ничего не делает.
Публикация «Консультация для родителей „Мямлики“ и „шустрики“ (продолжение)» размещена в разделах
На самом деле выбранная ребёнком в данном случае тактика свидетельствует о более зрелом и развитом мышлении, чем требует от ребенка взрослый, ожидающий пооперационного подхода к решению задачи.
Например, перед ребенком стоит задача, какая из двух нарисованных полосок, изображающих дорожки к двум разным домикам, длиннее – прямая или зигзагообразная. Предлагается измерить их, используя в качестве мерки, скажем, палочку определенной длины. Перед этим ребенку показали и объяснили, как пользоваться меркой. Взрослый ожидает, что ребенок выслушав инструкцию, возьмет мерку, начнет прикладывать ее е полоскам по нескольку раз, скажет, что к прямой дорожке прикладываю палочку 3 раза, а к кривой – 5, значит кривая длиннее.
Ребенок же – «мямлик» долго смотрит на картинку, не прикасаясь к ней и не трогая мерки. Затем нерешительно берет мерку, но прикладывает к картинке только один раз. И если не начать его подгонять и ругать, часто сразу отвечает, какая дорожка длиннее, потому что проделал все необходимые операции в уме, с сопоставляя длину мерки с длиной дорожек, длину пряиой дорожки и кривой и т. д.
Терпеливый взрослый этим удовлетворятся, а если хочет, может попросить ребенка объяснить, как он это узнал, но обязательно после похвалы, одобрения и всегда в мягкой форме «Да, правильно, но ты не мерил мерочкой. Ты сам понял? А как ты думал? Как ты узнал. У тебя хорошо получилось, но ты меня научи так!». В ответ на это ребенок может объяснить, что он делал, а если взрослый упорно «не понимает», то и показать, прикладывая мерки, чего и добивался взрослый.
Чаще же у взрослого на это нет времени. Раздается недовольное: «Ну?», затем раздраженное «Ну, думай же! Что надо сделать? Ну, говори! Берем мерочку, что дальше? Ну, чьл ьы молчишь?. Я ведь объяснила только что!». В результате ребенок понимает только одно: он опять не справился и его опять его ругают. И слывет «тупым», «неразвитым», «не готовым к школе» и т. д. У него опускаются руки. И все лишь потому, что взрослый требует от него неподходящего в данном случае способа решения.
Для многих детей пооперационный путь доступнее, проще, именно потому он преобладает при образовании в детском саду и начальной школе. Но замедленные «копуши» нередко мыслят по –другому – эти «тугодумы» нередко обнаруживают более сложившуюся систему в выполнении подобных заданий. И следует считаться с этим как с их индивидуальной особенностью. Безусловно, дело не всегда обстоит так просто, дети могут задумываться – и ошибаться, действовать, хоть и хорошо подумав, но все-таки неправильно. Тогда им должен помочь взрослый, снова объяснить, но обязательно связывая каждое действие с конечной целью: «Вот мы сейчас вместе померим, возьми мерочку, приложи. Куда? Правильно, к началу полоски. И еще раз – вот и кончились полоски. Значит, сколько у нас поместилось мерочек? Только две. А в эту дорожку сколько? Меря! Нет, прикладывать надо только с самого начала, а то этот кусок дорожки останется неизмеренным…» И т. п.
Другого рода трудности возникают у детей «шустриков». Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучить к порядку, им с трудом дается любая сковывающая их активность деятельность. Они нелегко привыкают к четкому режиму. Занятия, проводимые в детском саду, дома, а в последствии в школе, часто оказываются для них тяжелыми испытанием. «Шустрики» обладают повышенной возбудимостью и также быстро остывают, они невнимательны, легко отвлекаются, им трудно хоть на мало-мальски продолжительное время сосредоточиться на чем-либо.
Если «мямлики» спокойные, иногда грустные, неуверенные в себе дети, то у «шустрикрв» картина полностью противоположная Они берутся за любое дело смело и весело, в полной безмятежности, уверенные, что никакие неудачи их просто не могут постигнуть. В случае же неудач, а это происходит нередко, они лишь слегка удивляются и очень быстро забывают. Этот факт никак не влияет на их дальнейшее поведение, и поэтому часто именно у таких детей по многу раз повторяются одни и те же ошибки., Правда, они довольно редко сразу возвращаются к тому же действию, неважно, удачному или нет. Им более свойственно браться за другое действие, независимо от результата предыдущего. При выполнение самостоятельного задания «шустрикам» не приходит в голову продумывать последовательность действий, увязывать их с конкретнымим промежуточными целями и конечной целью, как это делают терпеливые «копуши». Для них типично импульсивное поведение, скорее начать делать (обычно не дослушав задания, а после одной – двух неудач махнуть рукой: «Да ну» - и с той же энергией броситься на что-нибудь другое. Описанное задание по измерению полосок-дорожек при помощи мерок ребенок такого типа делает примерно следующим образом: «Ой! Здорово! Мерить? Я умею мерить! Давайте, я сам!» Хватает мерку, прикладывает ее куда попало, часто не с начала дорожки. Потом сразу говорит: «Вот это короче, это же видно» - и, естественно, ошибается, так как зигзагообразная дорожка кажется короче только с первого взгляда. Второй раз прикладывает мерку уже к другой дорожке, не закончив измерять первой, и, сразу заскучав, предлагает: «Давайте я лучше домику трубу дорисую, я знаете как рисую!»
У таких детей редко формируется достаточная готовность к школе, если с ними не заниматься специально. Непоседливость, неумение сосредоточиться, невнимательность, неспособность просидеть 30 - 45 мину– в одной позе определяют особенности их поведения в школе, на уроках. Педагоги рекомендуют приучать таких детей к усидчивости постепненно, чаще предлагать им требующие терпения задания, игры и развлечения. В частности, могут быть полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, из совместных игр – настольные игры, включающие несколько участников, так как возникающий соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у азартного «шустрика».
Беда лишь в одном – зачастую приохотить генеративного ребенка к сложным, требующим терпения видам деятельности не удается. Он легко отвлекается, начинает скучать, после первой же неудачи теряет всякий интерес к своей работе, бросает ее, не может сам найти себе занятие и мешает остальным.
В чем же причина этого и какой выход может быть предложен в данном случае?
Причина заключается, во-первых, в психофизиологических особенностях ребенка, которые определяют ту самую неусидчивость, невнимательность, отвлекаемость, трудность сохранения позы и другие признаки, входящие в понятие «гиперреактивность». Это понятно. Но кроме того, они же определяют специфический тип мышления ребенка: у таких детей надолго, иногда до 6 – 8 лет, сохраняется и преобладает наглядно – действенное мышление, которое в норме свойственно гораздо младшим детям. Для них легче выполнить каждое конкретное действие по возможности практически, все потрогать, подвигать, исследовать свойства, и только в практическом действии они в состоянии четко представить себе результат. Последовательность же этих действий, их соотнесённость между собой и с конечной целью часто остаются для них на втором плане. Целостное задание распадается таким образом на совокупность конкретных, не связанных действий, из которых они видят только 1 – 2 первых. Это и определяет во многом хаотичный, беспорядочный ход выполнения задания, а смутная цель легко становиться малозначимой и перестает направлять деятельность. К тому же взрослый уже начинает вмешиваться и ругать ребенка: «Ну, что же ты делаешь! С какой стати! Тебе же все объяснили, а ты опять все с бухты- барахты! Ну, подумай!» Однако эти призывы бесполезны. Ребенку уже надоело, он заскучал, он увидел и увлекся на минутку чем-то гораздо более интересным – например, увидел на карнизе окна воробья и помчался его рассматривать или ловить или заметил, что за соседним столом девочка рисует очень красивую белочку, и загорелся желанием немедленно нарисовать такую же или еще лучше. «Шустрики» неспособны выполнять задания, результат которых отдален во времени!