Татьяна Елисеева
Консультация для родителей логопедической группы «Знакомство дошкольников с родственными словами»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 42»
«Знакомство дошкольников с родственными словами».
Подготовила учитель – логопед Елисеева Татьяна Константиновна
г. Ярославль 2019
Уважаемые родители!
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Темочки:
Рассматривая слова-родственники в детском саду, мы опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а школьный термин "однокоренные слова" не применяем.
Рассматривая наглядность, желательно, чтобы взрослый помог ребенку догадаться, какое главное слово скрывается во всех словах - родственниках. При этом на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается замена звуков. Например, снег - снеговик - снегурочка - удачный пример. Но снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.
Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому игры и задания вариативны и могут быть окрашены Вашими творческими доработками и нюансами.
Примерные игры и задания по теме "Родственные слова".
Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.
Как растут слова?
У любого слова, как у дерева, есть корни. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на чудо-дереве из необыкновенного словесного сада.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Можно сочинить и другую сказку.
Корень ЛЕС рассердился, он не хочет жить без родственников.
Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,
Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?
Помогите найти корню ЛЕС родственные слова. ЛЕСНУЮ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ
- Найдите общую часть родственных слов.
Необходимо отличать формы слова, когда смысл слова остается прежним (лес, лесу, о лесе) от родственных слов, когда появляется слово с новым лексическим значением (лес, лесной).
Д/и "Объяснялки". Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет понятие. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Также постоянно акцентируем внимание на понятии "снег" и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".
• Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
• Снег – скопление снежинок.
• Снегопад – момент, когда снежинки падают с неба.
• Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
• Снежки – комочки из снега.
• Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.
• Снегурочка – сказочный персонаж из снега.
Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день). «Зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
Д/и «Доскажи словечко».
Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На полянки, на лужок
Всё снижается… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом).
Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница;
носят, поднос, носильщик;
гора, горка, гористый, горный, пригорок;
лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
дуб, дубок, дубовый;
ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;
весна, весенний, веснянка, веснушка.
Д. игра «Назови посуду»
Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в. (маслёнку)
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в. (конфетнице).
Вот салат в салатнице,
А сухарь в. (сухарнице).
Назови слова - родственники
Тот, кто очень добрый, -. (добряк).
Тот, кто очень сильный, -. (силач)
Тот, кто очень храбрый, -. (храбрец)
Тот, кто очень мудрый, -. (мудрец)
Тот, кто варит, -. (повар)
Тот, кто помогает, -. (помощник)
Д. игра «УЗНАВАЙКА»
Рассказ «РОДСТВЕННИКИ». Взрослый показывает детям рисунок и читает рассказ.
- Вы кто такие?
- Я – гусь, это – гусыня, это – наши гусята. А ты кто?
- Я ваша тетя гусеница.
Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?
Упражнение детей в умении выделять из ряда близких по значению слов лишнее слово.
Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:
БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;
КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ
НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.
Похожи ли эти слова по значению. (Да, похожи). Придумайте предложение с «заблудившимися» словами. Какой вывод можно сделать об исключенных вами словах?
Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.
Д/и «Найди «лишнее» слово»
Горе, горный, гора;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Лес, лесник, лестница;
Море, морщины, морской;
Беседа, беседка, соседка.
ИГРА «Дружат – не дружат»
Дети встают парами. Взрослый называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.
Сад – садовник
Сало – салат
Дождик – дождевик
Дожди – дрожжи
Садик – ссадина
Вода – водолаз
Листопад - водопад
Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»
Зимушка, зимовать, зимний;
Животное, живёт, живой;
Пасёт, пастух, пастушка;
Печка, печник, испечь;
Дворик, дворник, дворовый;
Сорить, мусор, насорит;
Звонить, звонок, звонкий.
Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»
У дуба крепкая кора,
Красив листок дубовый.
Дублёнку надевать пора,
К зиме готовясь новой.
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами – подосиновики,
Такие грибы красивые.
Мы все живём на родине,
В своём родном краю.
Люблю своих родителей
И родину люблю.
В процессе работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:
Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?. (морозец)
• Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
• Что делает мороз?. (морозит)
• НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
• Реки и озёра зимой… (замерзают)
• Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
• Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
• А как в это время бывает на улице?. (морозно)
• Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. (морозильная)
• Замороженные продукты потом… (размораживают)
Что очень вкусное делают из замороженных сливок?. (мороженое)
УПРАЖНЕНИЕ, направленное на использование родственных слов детьми в собственной речи. Учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова - «родственники», которые дети должны найти сами не должны «потеряться».
ТЕКСТЫ.
МАЛИННИК
Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас у нас будет малинник. Малинка – полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.
ЗИМА
Наступила холодная зима. Не греет холодное зимнее солнце. Зимующие птицы перебрались поближе к человеческому жилью. Зимовать птицам холодно и голодно. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.
На какие принципы нужно полагаться при нахождении родственных слов? Что следует учитывать при объединении слов в группу «родственников»? (И общий корень, и сходное значение).
Список литературы.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Родственные слова. М, 2001.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб, 1999.
Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи.
М, Аквариум, 1996.
Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб, 2007.
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. СПб, 1999.