Получи документы

Консультация для родителей логопедической группы «Знакомство дошкольников с родственными словами»

Татьяна Елисеева
Консультация для родителей логопедической группы «Знакомство дошкольников с родственными словами»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад № 42»

Консультация для родителей

«Знакомство дошкольников с родственными словами».

Подготовила учитель – логопед Елисеева Татьяна Константиновна

г. Ярославль 2019

Уважаемые родители!

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Темочки:

Рассматривая слова-родственники в детском саду, мы опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а школьный термин "однокоренные слова" не применяем.

Рассматривая наглядность, желательно, чтобы взрослый помог ребенку догадаться, какое главное слово скрывается во всех словах - родственниках. При этом на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается замена звуков. Например, снег - снеговик - снегурочка - удачный пример. Но снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому игры и задания вариативны и могут быть окрашены Вашими творческими доработками и нюансами.

Примерные игры и задания по теме "Родственные слова".

Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Как растут слова?

У любого слова, как у дерева, есть корни. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на чудо-дереве из необыкновенного словесного сада.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Можно сочинить и другую сказку.

Корень ЛЕС рассердился, он не хочет жить без родственников.

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,

Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?

Помогите найти корню ЛЕС родственные слова. ЛЕСНУЮ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ

- Найдите общую часть родственных слов.

Необходимо отличать формы слова, когда смысл слова остается прежним (лес, лесу, о лесе) от родственных слов, когда появляется слово с новым лексическим значением (лес, лесной).

Д/и "Объяснялки". Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет понятие. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".

Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Также постоянно акцентируем внимание на понятии "снег" и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

• Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.

• Снег – скопление снежинок.

• Снегопад – момент, когда снежинки падают с неба.

• Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.

• Снежки – комочки из снега.

• Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.

• Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день). «Зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

Д/и «Доскажи словечко».

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

Д. игра «Назови посуду»

Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в. (маслёнку)

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в. (конфетнице).

Вот салат в салатнице,

А сухарь в. (сухарнице).

Назови слова - родственники

Тот, кто очень добрый, -. (добряк).

Тот, кто очень сильный, -. (силач)

Тот, кто очень храбрый, -. (храбрец)

Тот, кто очень мудрый, -. (мудрец)

Тот, кто варит, -. (повар)

Тот, кто помогает, -. (помощник)

Д. игра «УЗНАВАЙКА»

Рассказ «РОДСТВЕННИКИ». Взрослый показывает детям рисунок и читает рассказ.

- Вы кто такие?

- Я – гусь, это – гусыня, это – наши гусята. А ты кто?

- Я ваша тетя гусеница.

Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?

Упражнение детей в умении выделять из ряда близких по значению слов лишнее слово.

Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;

КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ

НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.

Похожи ли эти слова по значению. (Да, похожи). Придумайте предложение с «заблудившимися» словами. Какой вывод можно сделать об исключенных вами словах?

Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.

Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

ИГРА «Дружат – не дружат»

Дети встают парами. Взрослый называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.

Сад – садовник

Сало – салат

Дождик – дождевик

Дожди – дрожжи

Садик – ссадина

Вода – водолаз

Листопад - водопад

Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?. (морозец)

• Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)

• Что делает мороз?. (морозит)

• НА морозе можно уши и нос… (отморозить)

• Реки и озёра зимой… (замерзают)

• Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

• Какая бывает погода во время мороза… (морозная)

• А как в это время бывает на улице?. (морозно)

• Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. (морозильная)

• Замороженные продукты потом… (размораживают)

Что очень вкусное делают из замороженных сливок?. (мороженое)

УПРАЖНЕНИЕ, направленное на использование родственных слов детьми в собственной речи. Учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова - «родственники», которые дети должны найти сами не должны «потеряться».

ТЕКСТЫ.

МАЛИННИК

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас у нас будет малинник. Малинка – полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.

ЗИМА

Наступила холодная зима. Не греет холодное зимнее солнце. Зимующие птицы перебрались поближе к человеческому жилью. Зимовать птицам холодно и голодно. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

На какие принципы нужно полагаться при нахождении родственных слов? Что следует учитывать при объединении слов в группу «родственников»? (И общий корень, и сходное значение).

Список литературы.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Родственные слова. М, 2001.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб, 1999.

Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи.

М, Аквариум, 1996.

Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб, 2007.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. СПб, 1999.

Публикации по теме:

Анкета для родителей логопедической группы Анкета для родителей 1. Ф. И. О. ребенка ___ 2. Дата рождения___ 3.

Конспект занятия психолога в младшей группе «Знакомство с хорошими словами» Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с Хорошими словами» Цель занятия: 1. Продолжить знакомство детей друг с другом. 2. Сплотить.

Консультация для родителей «Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР» Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед систематически встречается с родителями,.

Консультация для родителей подготовительной группы «Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников» Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека.

Консультация для родителей на тему «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» Консультация для родителей. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Консультация для родителей на тему «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах» Консультация для родителей. Тема: «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах». План: 1) Значение сказки для детей. 2).

Консультация для родителей «Знакомство детей с пространственными отношениями» Консультация для родителей «Знакомство детей с пространственными отношениями» Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко.

Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов» Уважаемые родители! 1. С целью закрепления знаний детей о растительном мире предлагаем вам поговорить с ребенком о том, какие изменения.

Консультация для родителей «Знакомство с природой» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство - это период.

Знакомство родителей с жизнью детского сада и группы. День за днем! Презентация для родителей о жизни детей в группе. Создать условия для знакомства родителей друг с другом и сблизить их между собой, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей логопедической группы «Знакомство дошкольников с родственными словами»
Опубликовано: 22 января 2019 в 13:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей логопедической группы «Знакомство дошкольников с родственными словами»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Елисеева (УИ 1414339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД