Глебова Екатерина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.
Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лего, LEGO. Консультации и рекомендации
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации. Поэтому очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Для развития речи у детей дошкольного возраста можно использовать Лего-технологию. Ведь универсальный ЛЕГО - конструктор – прекрасный развивающий материал.
Этапы развития способностей к конструированию :
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает :
• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
• Концентрацию внимания.
• Мелкую моторику.
• Умение следовать образцу.
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Виды Лего- конструирования :
1. Конструирование по модели
2. Конструирование по замыслу
3. Конструирование по чертежам и наглядным схемам
4. Конструирование по теме
5. Конструирование по образцу
6. Конструирование по условиям - требованиям
В процессе конструирования из Лего дети общаются, рассуждают, договариваются, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом увеличивается словарный запас, ребята учатся задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
При проведении работы по развитию связной речи и лексических понятий Лего - конструирование предоставляет широкие возможности. Например, я с детьми конструирую предметы в рамках изучаемых тем «Детский сад», «Мебель», «Деревья», «Транспорт», «Животные», «Игрушки», «Мастерская Деда Мороза» и составление описательного рассказа о созданном предмете.
Предлагаю детям (3-5 человек) построить свою историю из Лего. Если им трудно, для начала я помогаю составить план, распределить, кто какую часть строит. Потом предлагаю детям составить рассказ (историю, сказку, который можно начать по-разному «Однажды…», «Как- то раз…», «Дело было зимой…», «В некотором царстве.». Иногда помогаю детям словами связками «И вот тогда…», «Вдруг…», «А в это время…», «Потом…».
Также я предлагаю придумывание продолжения и завершение рассказа.
При обогащении представлений детей старшего дошкольного возраста о звуке, слоге, слове я использую ЛЕГО-конструктор. Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твёрдые, зеленые - согласные мягкие. С помощью деталей Лего мы с ребятами делим слова на слоги, составляем схемы предложений, развиваем монологическую речь, упражняемся в речевом дыхании.
В силу своей универсальности ЛЕГО - конструктор является наиболее доступным, любимым детьми развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи дошкольников.