Ольга Рожкова
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трёх лет – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это кризис выделения своего «Я». Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые отношения, основанные в первую очередь на утверждении «Я САМ».
Возрастания самостоятельности и активности ребёнка требует от родителей своевременной перестройки. Если не поощрять инициативу ребёнка, ограничивать его самостоятельность, у него возникнут собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми.
Характеристика кризиса трёх лет.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Ребёнок игнорирует требования или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать всё наоборот, даже вопреки своему желанию.
Упрямство. Реакция ребёнка, который настаивает на чём – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал взрослому и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет всё его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство – не настойчивость. Упрямый ребёнок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или давно расхотелось.
Строптивость. Строптивость направлена не против взрослого, а против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем тем, что предлагают и делают другие «Да ну!»
Своеволие. Ребёнок, который хочет всё делать и решать сам. Часто это вызывает конфликты с взрослыми.
Протест – бунт. Некоторые дети, постоянно находящиеся в состоянии войны с взрослыми.
Деспотизм. Может появиться в семье с единственным ребёнком, который командует взрослыми, что он хочет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.
Ревность. Может возникнуть в семье с несколькими детьми. В её основе – та же тенденция к власти – источник нетерпимого отношения к другим детям, не имеющим почти никаких прав в семье (с точки зрения юного деспота).
Обесценивание. Присуще всем переходным периодам. Обесценивается всё то, что было привычно, интересно, дорого раньше (правила поведения, любимая игрушка).
Задача взрослых – ввести в жизнь ребёнка новый опыт, открывающий перед ним замечательные возможности.
Не спешите делать выговор малышу за то, что он «сует руки куда не следует». В наших силах продумать и создать для ребёнка жизненное пространство, располагающее к развитию заложенных в нём способностей. Обстановка вокруг малыша должна позволять ему свободно заниматься разными видами деятельности: играть, двигаться, рисовать, конструировать, рассматривать книги, клеить. Очень важно не лишать его участвовать во «взрослой» деятельности. В совместных с взрослыми занятиях ребёнок находит больше материала для исследования, познания, а значит и развития.