Ольга Белова
Консультация для родителей «Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения с окружающими людьми: родители обычно получают совет- больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Консультация для родителей „Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепления на липучках; игры с открывающимися игрушкам и предметами (матрёшки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн».
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трё х направлениях:
• массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев
• обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи
• формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании)
Необходимо учить ребёнка манипулировать с предметами (игрушками, пользоваться лопаткой, грабельками, лейкой. Познакомить с различными продуктами, самим процессом их приготовления (перебирать, пересыпать гречку, горох, рис, научите размешивать, отливать, переливать. Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, разминать его, катать из него шарики. Важно научить ребёнка держать ложку, вилку.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма.
Игры, развивающие движения кисти- «пальчиковая гимнастика».
«Птички в гнезде»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры. Пальцы одной руки складываются в щепоть. Её обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальчиками; затем поменять положение рук. Птенчики в гнезде сидят,
Маму ждут и есть хотят.
«Пальчики у нас попляшут»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры. Выполняются имитационные движения под стихотворный текст:
Пальчики у нас попляшут; Дети вращают кисти рук,
Вот они, вот они!
В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают
В кулачки, в кулачки. пальцы,
Пальчики опять попляшут: перебирают пальчиками,
Вот они, вот они!
Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук.
Уходи, уходи!
«Солим щи»
Цель развивать мелкую моторику рук.
Ход игры. Перетирающие движения тремя пальцами- большим, указательным, средним. С целью активизации мышечных ощущений рекомендуем проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.
«Бумажный мячик»
Цель: развивать моторику обеих рук.
Ход игры. Ребёнку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).
Виды упражнений:
• кистью руки отталкивать мячик
• перекатывать мячик по столу.
«В гости»
Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.
Ход игры.
• На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки (игрушки) с изображением кошки или зайца. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.
• Ребёнку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из разных материалов (объёмной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги и др.)
«Следы»
Цель: формировать контроль над мышечными ощущениями.
Ход игры. Перед ребёнком на столе игрушечный домик и заранее размягчённый пластилин.
- Если к домику кто-нибудь подойдёт, а дорожке останутся следы (взрослый показывает, как оставить следы на пластилине).
Упражнение проводится последовательно:
• каждым пальцем отдельно
• каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними)
• указательными и средними пальцами каждой рук.