наталья павлюк
Консультация для родителей «Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы:
- нарушения в произношении слов (упрощения, перестановки слогов);
- грамматические ошибки в речи;
- нарушение произношения, путаница звуков;
- меньший словарный запас, чем у сверстников.
Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной.
Публикация «Консультация для родителей „Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитии речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В подготовительной к школе группе логопед проводит обучение грамоте.
Детям с общим недоразвитием речи, если полная коррекция дефектов не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма.
Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, последовательным, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимания прочитанного текста.
письмо детей с общим недоразвитием речи отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:
- орфографические ошибки - нарушение правил правописания;
- графические ошибки - замены прописных букв по зрительному сходству (И-Ш, П-Т, Л-М, Б-Д и т. д);
- искажение слоговой структуры слов - перестановки, пропуски, добавление слогов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов;
- грамматические ошибки - неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и т. д.
Поэтому, ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения. Реализуется эта задача на занятиях указанного профиля, где можно выделить направления коррекционной деятельности логопеда:
1) создание четких представлений о каждом звуке речи;
2) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3) обучение грамоте по особой системе.
Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На первом году обучения на занятиях по звукопроизношению изучаются легкопроизносимые звуки (М, Н, В, Ф, К, Х и др.). Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов. Благодаря большому количеству лексических элементов, содержащих конкретный звук, не только создаётся устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняется словарь детей.
На втором году обучения, то есть в подготовительной группе, изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р и др.).
Задача закрепления звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений материала, целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.
Слитному, плавному, послоговому чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же требовать и от детей при любой работе с буквами, называния которых произносится отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции мак, камыш, стол и пр.
Если называния букв произносится традиционно, т. е ша, эс, эм и т. д., то слово Шура ребенку придется прочитать как ша у эр у, а для детей с общим недоразвитием речи подобное чтение нежелательно.
Овладение написанием рукописных букв составляет целиком содержание школьного обучения и не входит в задачи логопедической работы, в противном случае на это потребовалось бы слишком много учебного времени, необходимого для коррекционной деятельности, а также специальная подготовка логопеда. Для детей с речевым недоразвитием гораздо важнее грамматическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.
В коррекционных группах детских учреждений созданы все условия преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению.