Елена Павличенко
Консультация для родителей «Как учить стихи с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Песни и стихи состоят из того же материала, что и души;
они проникают из мира в мир почти беспрепятственно.
Лоис Макмастер
Часто многие родители рассказывают своим детям самые разные стихи и потешки с самого рождения, но некоторые ждут, когда ребенок станет старше и сам начнет проявлять интерес к стишкам и их заучиванию. Кто же из них прав?
Темочки:
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, можно тренировать и от того, насколько качественно вы будете это делать вместе со своим ребенком, зависит то, насколько быстро он будет запоминать информацию, в том числе стихи.
Родителям важно знать некоторые правила;
• Выбирайте стихи в зависимости от возраста вашего ребенка. Выбирайте такие стихи, которые были бы интересны и понятны малышу в его возрасте.
• Объясните ребенку все непонятные слова.
• Есть еще одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он "система накопления". Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Объяснять значение слов нужно ребенку любого возраста, однако, большее внимание этому процессу стоит уделить тогда, когда стих вы учите с ребенком 4 лет и старше:
1. Прочтите стих вслух самостоятельно, пусть малыш послушает его.
2. Далее спросите, понимает ли ребенок, о чем этот стишок. Задавайте простые вопросы, вроде: «Про кого этот стишок?», «О ком идет речь в этом стишке?». Ребенок сможет быстро и качественно учить стихотворения только в том случае, если он будет понимать, о чем он рассказывает.
3. По возможности разучивайте только те стишки, которые нашли отклик в сердце малыша, давайте ему возможность самостоятельно выбрать для себя произведение. Ну, а если такой возможности нет, например, нужно выучить стих на утренник, который воспитатель сам выбрал для ребенка, постарайтесь заинтересовать кроху, сделать так, чтобы стишок ему понравился.
Для этого воспользуйтесь такими способами:
• Прочтите стишок и покажите малышу, что он вам очень понравился, что произведение веселое и забавное.
• Читайте стих с интонацией, выразительно, подключите актерскую игру.
• Предложите ребенку перевоплотиться в зайчика/котика и т. д. из стишка.
• Если ребенок достаточно взрослый, объясните, чем именно вам нравится произведение, поделитесь своим опытом, возможно, это же стихотворение вы когда-то тоже учили.
• Если учите стих с маленьким ребенком, предлагайте ему выучить его, например, в подарок для мамы/бабушки/деда Мороза и т. д.,
• Если крохе трудно дается заучивание строк, попробуйте изобразить их на бумаге.
• Не забывайте о том, что детям все очень быстро надоедает и приедается, поэтому не стоит требовать от них изучения стиха за 2 дня. Учите каждый день по небольшому отрывку, если речь идет о малыше 2-3 лет, достаточно пары строчек.
• Если ребенок так ведет себя из-за усталости, предложите заняться чем-то другим, поиграть, полежать, возможно, посмотреть любимые мультики. Чуть позже снова вернитесь к изучению произведения.
Для заучивания стихотворения выделяют 4 основные методики:
1. Визуальная. Заключается данный способ заучивания стихов в том, что произведение будет визуализироваться. Лучше всего прибегнуть к рисованию. Для этого изначально зачитайте ребенку стих, а после изобразите каждую строчку на бумаге. Такой рисунок будет служить для вашего крохи подсказкой.
2. Двигательная. Есть детки, которые лучше всего запоминают стихи во время двигательной активности. Что это может быть? Собирание пирамидки, складывание шариков в корзинку, нанизывание бусинок на нитку и т. д. Как это работает? Все очень просто. Сначала зачитайте стих вслух вместе с ребенком. После начинайте игру-обучение. Вы зачитываете 1 строчку и бросаете мячик в корзинку, далее ребенок повторяет эту строчку и тоже бросает шарик в корзинку. После того, как малыш уже немного выучит стихотворение, пусть не повторяет строчку за вами, а называет следующую после вашей и т. д.
3. Слуховая. Некоторым малышам гораздо проще учить стихи на слух. Для этого не нужно ничего рисовать, играть во время процесса и т. д. Вы просто зачитываете стихотворение, а после просите малыша повторить то, что он запомнил. Продолжайте читать с того места, на котором малыш остановился. Таким образом и происходит весь процесс заучивания.
4. Логическая. Иногда используют и такую технику заучивания стихов. Для этого нужно рассказать ребенку произведение и попросить его повторить за собой. Объясняйте ребенку все, что происходит в стихотворении и причинно-следственные связи в нем, но, конечно же, простым языком. Как только ребенок забывает строчку, попросите подумать, вспомнить ассоциации и ваши объяснения.
Начинать учить стихи с ребенком можно в разном возрасте, все зависит от вашего желания и конечной цели.
Особенность заучивания потешек и стишков с детьми 2-3 лет заключается в следующем:
• Нужно выбирать небольшие произведения, которые будут интересны и понятны вашему крохе. Для младшего возраста отлично подойдут произведения А. Барто «Игрушки», Д. Хармса «Кораблик» и т. д.
• Желательно чтобы в стихе описывались те животные, предметы, вещи, которые ваш малыш уже знает и различает, так ему будет гораздо проще представить, о чем этот стих.
• Для маленьких детей выбирайте стихи и потешки с явно выраженной рифмой, они учатся гораздо проще и быстрее других. Изначально предлагайте малышу заканчивать строчку словом, которое рифмуется, затем рассказывайте по очереди строки и только после предлагайте крохе рассказать произведение целиком.
• Превращайте процесс заучивания стихов в игру. Например, рассказывайте потешку и тут же показывайте, о чем идет речь. Так ребенок будет запоминать строки еще проще и быстрее, а главное, это не будет ему надоедать, поскольку все будет восприниматься как игра.
• Не заставляйте ребенка слишком долго учить стишок, так как это начнет нервировать его и быстро наскучит. Старайтесь повторять строки каждый день, но в разное время.
С детками 4-5 лет процесс заучивания стихотворений выглядит немного иначе. Таких ребят стоит приучать к тому, что иногда стихи нужно учить и для этого нужно соблюдать хоть и не строгую, но дисциплину:
• Детям среднего дошкольного возраста нужно ставить задачу по заучиванию произведений.
• Выбирайте более объемные стихи, со смыслом, но такие, которые будут доступны в понимании ребенку 4-6 лет.
• Старайтесь учить стих целиком, а не по строчкам.
• Не забывайте деткам такого возраста так же, как и более маленьким, объяснять значение новых и непонятных для них слов.
• Не требуйте от ребенка точного запоминания стиха, да еще и в короткий срок. Изучение 1 стиха, состоящего из 2-х четверостиший, может занять несколько недель.
• Также можно проводить обучающий процесс в виде игры, например, используя мяч. Для начала несколько раз прочитайте вместе с ребенком стих, который вы будете учить. Далее зачитывайте строчку и бросайте ребенку мяч. Как только мяч окажется в его руках, он должен повторить строчку, которую вы рассказали (сначала с вашей помощью, если нужно). Таким образом вы будете изучать стих в непринужденной обстановке.
• Когда ребенок более-менее запомнит текст, предложите играть немного иначе. Мяч у вас в руках, вы говорите 1-ю строчку произведения и бросаете мяч крохе. Ребенок уже не повторяет эту строчку, а по памяти рассказывает следующую и так по очереди. Этот метод заучивания произведений пользуется большим спросом и является действенным.
Как видите, выучить стихотворение с ребенком не так уж сложно, однако, для этого нужно потратить немало времени и сил. Главное в этом деле не торопиться, с пониманием относиться к своему ребенку и не требовать от него невозможного