Татьяна Буяновская
Консультация для родителей «Как сохранить и развивать учебную мотивацию в начальной школе»
▼ Скачать
«Он совершенно не хочет учиться!» : как часто мы слышим эту фразу от отчаявшихся родителей, от обеспокоенных учителей… К сожалению, учебная мотивация – вещь действительно крайне хрупкая и ее гораздо легче разрушить, чем создать.
В силу своего нового опыта работы с дошкольниками (раньше я работала в школе) заметила, что не все дети идут в школу со сформированным желанием учиться. Я постаралась сформулировать некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников о том, как все-таки «подстелить соломки» в этом вопросе, ведь, наверное, убеждать в значимости учебной мотивации для благополучной школьной жизни, - далеко не самое нужное занятие.
Публикация «Консультация для родителей „Как сохранить и развивать учебную мотивацию в начальной школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во-первых, всячески развивайте и поощряйте любознательность ребенка.
Ведь что такое учебная мотивация на первых этапах своего формирования? Это широкий познавательный мотив. Другими словами, это способность ребенка получать удовольствие от того, что он узнает что-то новое, учится делать то, чего не умел раньше.
На мой взгляд, такое отношение мы, взрослые, вполне можем помочь сформировать. Абсолютное большинство детей любознательны по своей природе (помните эти бесконечные «почему?», важно только не «задавить» эту природу, ее поддерживать. Если ребенок ходит на какие-то занятия, обязательно спрашивайте его, что было нового и интересного (а не как он себя вел и как его оценили, показывайте на своем собственном примере, что получение новой информации и приобретение новых умений – большое удовольствие.
Во-вторых, важно не создавать отрицательный эмоциональный фон предстоящей школьной жизни ребенка.
Стоит проанализировать, в случае наличия в семье старших братьев и сестер-школьников, какими эмоциями сопровождается обсуждение школьных дел, выполнение уроков, и подумать, как это все выглядит в глазах ребенка, находящегося на пороге своей школьной жизни, чтобы невзначай не испортить первое представление о школе.
В-третьих, старайтесь не ориентировать ребенка на то, что оценки – это главное в школьной жизни.
Оценка – это самый распространенный вид внешнего учебного мотиватора. До поры до времени он может прекрасно работать, обычно на нем можно «проехать» всю начальную школу и даже чуть-чуть средней. А потом наступает чудный подростковый возраст, для человека самым главным становится общение со сверстниками, все взрослые вместе с их оценками задвигаются на самый дальний план картины мира… Догадываетесь, что в этом случае с учебой происходит? Проблема любой внешней мотивации в том, что она формируется гораздо быстрее и легче, чем внутренняя, и внутренней просто не дает сформироваться. То есть если ребенок изначально будет настроен учиться «за оценки», познавательная мотивация у него вряд ли уже сформируется.
В-четвертых, не увлекайтесь слишком ранним включением ребенка в учебную деятельность.
Я про раннюю подготовку к школе, которая происходит по принципу «сели за парты, открыли тетрадки, сложили руки и т. д.». Нужно понимать, что для дошкольника основная и самая естественная деятельность – это игра. К учебе он просто еще не готов ни психически, ни физически. Если же мы его надолго погружаем в несвойственную возрасту деятельность, невольно возникает ощущение несоответствия собственных возможностей требованиям, которые предъявляет окружающая среда. А это сопровождается школьной тревожностью, которая, как вы понимаете, никак не будет способствовать благополучной школьной адаптации в целом и развитию учебной мотивации в частности.