МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»

Колыбельникова Светлана
Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»

Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться. Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками. Для того чтобы словарный запас вашего ребёнка становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь. Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение. Дети часто затрудняются в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов; в использовании обобщающих слов ;в способах образования существительных. И здесь на помощь к вам прийдут игры, так как ничто другое так надолго не заинтересует Вашего ребёнка. Описываем увиденное. Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, в магазине он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить. Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы. Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?

Публикация «Консультация для родителей „Как развивать словарный запас у детей“» размещена в разделах

Игра: «Что делает?» Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает как можно больше слов (лампочка…. (горит) корова (мычит,доктор (лечит). Вариантом этого задания служит игра: «Подумай и отгадай», когда ребёнок по набору слов-действий узнаёт объект : прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка). «Небылица» Взрослый проговаривает предложение, а ребёнок исправляет. Бабочка плавает, а рыбка летает. Мышка рычит, а медведь пищит. Гусь кудахчет, а курица гогочет. Огонь льётся, а вода горит. Метла рубит, а огонь подметает. Игра с мячом «Назови словечко» Ребё нок получает мяч и называет обратное действие: залезть-….; вбежать…-;въехать-…;скатиться-….(И. Т. П.) Игра «Расскажи о предмете» Ложка какая? (большая. железная, твёрдая) стол какой? лопата какая? ваза какая? яблоко какое? Вариантом данной игры служит задание «Отвечай быстро», когда ребёнок по набору слов-определений узнаёт предмет : звонкий, быстрый, весёлый….(мяч) Игра: «Назови одним словом» Взрослый: рубашка, майка, свитер, брюки-это (одежда).Сандалии, ботинки, сапоги -это….(обувь).Картошка, капуста, свёкла это (овощи). Игра: «Один-много» Мяч—много мячей; лягушка-…; диван-…; белка. ;повар-…;кресло-…; машина-… Игра «Чем похожи?» Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул. Игра «Наоборот» Дорога широкая, а тропинка (узкая). Пластилин мягкий, а камень. (твёрдый).Чай горячий, а мороженое….(холодное)» Сахар сладкий, а лимон… Луна видна ночью, а солнце….Огонь горячий, а лед…. Река широкая, а ручей….Камень тяжелый, а пух….Зимой холодно, а летом… «Волшебный мешочек» Для этой игры нужно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т. д. «Закончи предложение» Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Наступило утро и Саша… (проснулся). В лесу Маша увидела… (белочку). Набежали тучки и … (пошел дождик). Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку. «Съедобное-несъедобное». Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча. «Подбери определение». Взрослый называет прилагательное, а ребенок придумывает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т. д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т. д. «Найди предмет» Взрослый называет любую букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, которые начинаются с этой буквы. «Сочиняем рифмы» Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, подушка-кадушка, тучка-кучка. «Занимательные карточки» Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, дикие животные). Пусть он назовет и опишет животных. можно подобрать карточки на разные темы и дать ребенку задание составить по ним рассказ. «Поиграем с игрушками» Взять несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Лисичка и Ёжик. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела. Так он научится вести диалог и задавать вопросы. В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные жизненные ситуации. Игра «Собери словечки» К слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов. Жёлтый- шарик, носок, цыплёнок. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, Красное — платье, яблоко, знамя. Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребёнок научатся правильно отбирать слова для выражения своих мыслей, а это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?» Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи. Словарный запас каждого человека делится на пассивный.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?»Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 18:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Колыбельникова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД