Колыбельникова Светлана
Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»
Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться. Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками. Для того чтобы словарный запас вашего ребёнка становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь. Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение. Дети часто затрудняются в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов; в использовании обобщающих слов ;в способах образования существительных. И здесь на помощь к вам прийдут игры, так как ничто другое так надолго не заинтересует Вашего ребёнка. Описываем увиденное. Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, в магазине он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить. Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы. Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать словарный запас у детей“» размещена в разделах
Игра: «Что делает?» Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает как можно больше слов (лампочка…. (горит) корова (мычит,доктор (лечит). Вариантом этого задания служит игра: «Подумай и отгадай», когда ребёнок по набору слов-действий узнаёт объект : прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка). «Небылица» Взрослый проговаривает предложение, а ребёнок исправляет. Бабочка плавает, а рыбка летает. Мышка рычит, а медведь пищит. Гусь кудахчет, а курица гогочет. Огонь льётся, а вода горит. Метла рубит, а огонь подметает. Игра с мячом «Назови словечко» Ребё нок получает мяч и называет обратное действие: залезть-….; вбежать…-;въехать-…;скатиться-….(И. Т. П.) Игра «Расскажи о предмете» Ложка какая? (большая. железная, твёрдая) стол какой? лопата какая? ваза какая? яблоко какое? Вариантом данной игры служит задание «Отвечай быстро», когда ребёнок по набору слов-определений узнаёт предмет : звонкий, быстрый, весёлый….(мяч) Игра: «Назови одним словом» Взрослый: рубашка, майка, свитер, брюки-это (одежда).Сандалии, ботинки, сапоги -это….(обувь).Картошка, капуста, свёкла это (овощи). Игра: «Один-много» Мяч—много мячей; лягушка-…; диван-…; белка. ;повар-…;кресло-…; машина-… Игра «Чем похожи?» Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул. Игра «Наоборот» Дорога широкая, а тропинка (узкая). Пластилин мягкий, а камень. (твёрдый).Чай горячий, а мороженое….(холодное)» Сахар сладкий, а лимон… Луна видна ночью, а солнце….Огонь горячий, а лед…. Река широкая, а ручей….Камень тяжелый, а пух….Зимой холодно, а летом… «Волшебный мешочек» Для этой игры нужно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т. д. «Закончи предложение» Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Наступило утро и Саша… (проснулся). В лесу Маша увидела… (белочку). Набежали тучки и … (пошел дождик). Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку. «Съедобное-несъедобное». Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча. «Подбери определение». Взрослый называет прилагательное, а ребенок придумывает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т. д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т. д. «Найди предмет» Взрослый называет любую букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, которые начинаются с этой буквы. «Сочиняем рифмы» Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, подушка-кадушка, тучка-кучка. «Занимательные карточки» Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, дикие животные). Пусть он назовет и опишет животных. можно подобрать карточки на разные темы и дать ребенку задание составить по ним рассказ. «Поиграем с игрушками» Взять несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Лисичка и Ёжик. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела. Так он научится вести диалог и задавать вопросы. В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные жизненные ситуации. Игра «Собери словечки» К слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов. Жёлтый- шарик, носок, цыплёнок. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, Красное — платье, яблоко, знамя. Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребёнок научатся правильно отбирать слова для выражения своих мыслей, а это является основой для последующего развития всех сторон речи.