Исайкина Юлия
Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух ребенка в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Как развивать музыкальный слух ребенка
в домашних условиях»
Приобщать малыша к прекрасному можно начинать еще до его
рождения. Существует очень интересная и простая методика дородового
воспитания ребёнка с помощью музыки. Нужно напевать, слушать любимую
мелодичную музыку. Лучше классическую – Ф. Шопен, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Избегать резких диссонансов, гремящей музыки.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать музыкальный слух ребенка в домашних условиях“» размещена в разделах
После рождения малыша мама с первых дней может начинать развивать
его музыкальный слух. Первое, что запоминает ребенок – это образ мамы.
Неотъемлемой частью этого образа является мамин голос, воспользуйтесь
этим. Разговаривайте с малышом, как можно чаще и дольше, рассказывайте
ему стихи, сказки, пойте детские песенки.
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если Вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов. Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя три основных направления:
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять – семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же
песенку на инструментахсамоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, Вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать песни в записи. Кроме песен очень полезно слушать классическую музыку в обработке для детей, а так же звуки природы с тихим музыкальным фоном.
Комментируйте, все, что слышит малыш: «слышишь, как зазвенел
колокольчик? А это закапал дождик! А сейчас поет соловей!». Ребенок готов
слушать любимый голос бесконечно. Так что комментируйте, привлекайте
внимание. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум –
две).
2. Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, Вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы
прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни.
Продолжительность занятия не должна превышать трех – шести минут.
Главный ориентир при этом – настроение и состояние малыша (как, впрочем,
и Ваше собственное). Как для него, так и для Вас занятия должны приносить
удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во
время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая
напевать ту же песенку, в такт разжимает
его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха.
Музыкальный слух – это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный
музыкальный слух. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки
и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной
памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени,
но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим
следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит
малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к
самостоятельному «музицированию». После погремушек вам понадобятся
разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли, любые
маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые
пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и
самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом,
горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над
кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный
прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Соберите как можно больше «музыкальных инструментов» (барабан, маракасы, металлофон, колокольчик, кастаньеты, пищалки и трещотки, бубен и т. д.) и постарайтесь с помощью этих предметов изобразить явления природы, голоса животных, настроение.
Когда малыш запомнит, как звучат его «музыкальные инструменты», начинайте играть в игру «Что как звучит?». Спрячьте за спину несколько предметов и издайте звук одним из них, потом предложите ребенку отгадать, что издало такой звук.
Есть еще один метод: поиграть в музыкальную геометрию. Загадываем геометрические фигуры на определенную ноту металлофона и показываем, как будет «звучать» каждая фигура. Потом малыш закрывает глаза, и Вы издаете звук. Открыв глаза, ребенок должен назвать геометрическую фигуру (или показать, которая «издала» такой звук. Как правило, дети угадывают 2 из 3. Можно приобрести плакат, на котором нарисованы различные
музыкальные инструменты, при нажатии на которые издается звук (как будто
вы только что сыграли на них). Детям постарше можно предложить рисовать
музыку. После прослушивания небольшого музыкального произведения или
отрывка, предложите ребенку нарисовать то, что он услышал. Рассмотрите
рисунок, поговорите с ребенком, что он услышал и что хотел изобразить,
почему именно эти цвета и эти силуэты и т. д.
И как можно чаще пойте вместе со своими детьми и для детей. В поющих семьях – поющие дети! Способности, как известно, развиваются в
деятельности. А это означает, что даже если ребенок наделен природными музыкальными способностями, без занятий, музыкального опыта
– способности не только не разовьются, но и, увы, сойдут на нет. Важно не только «включать музыку» (нажимать на кнопку, но и вместе с ребенком сопереживать услышанное музыкальное произведение, вместе подпевать. Ребенок будет видеть, что это Вам нравится, а так как вы для него пример для подражания – будет активно включаться в музыкальную деятельность.
Наши советы:
Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца;
Многие дети любят играть «в школу». Включайтесь в эту игру.
Ставьте «пятерки» в дневник, вызывайте к «доске»; сами становитесь
учениками, а Ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став
учеником, помните, что Вы должны петь, играть и танцевать;
Иногда говорите, что Вы забыли, как надо петь или играть на
инструменте – попросите ребенка Вас научить этому;
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом
для папы, бабушки, дедушки и гостей;
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеоносители;
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например,
после завтрака или после прихода из детского садика).
Желаем успехов в музыкальном развитии детей!