Юлия Поцелуева
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как расширить словарный запас ребёнка?
Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка, но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.
Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.
Темочки:
Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.
Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.
Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольника-ми будет заключаться в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.
Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?
Примерно с 6-6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только инто-нацию, но и содержание речи взрослого. С 10-11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает большое количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша :
-в 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов.
-в 2 года он произносит уже 300 – 400 слов.
-в 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов.
-в 4 года – 1900 слов.
-в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов.
-в 6-7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов.
Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.
Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса. Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:
Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);
Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, кото-рые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т. д.)
Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, празд-ники, традиции, человеческие ценности);
Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмо-ции, переживания, черты характера и т. д.)
Лексика, обозначающая пространство, время и количество.
С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?
Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.
После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка.
Первым таким методом является метод наблюдения. Наблюдать с малышом можно за чем угодно. Осматривать помещения, в которых вы бываете (свои комнаты, комнаты в гостях, помещение в детской поликлинике и т. д., наблюдения за различными явлениями природы, за животными, птицами, насекомыми и т. д. Главное в этом процессе комментировать всё происходя-щее. Необходимо называть словом отдельные ощущения, которые испытываете вы, и которые испытывает ребёнок. Наблюдения должны быть интересны Вашему ребёнку, на следует заставлять его наблюдать за чем-либо, если он этого не хочет. Во время наблюдения не следует перегружать внимание ребёнка мелкими деталями. Так как ребёнок познаёт мир разными анализаторами, необходимо подключать их в том количестве, в котором это возможно (разрешите ребёнку потрогать предмет, за которым вы наблюдаете, если это возможно, понюхать его, попробовать на вкус и т. д.). Чем больше анализаторов будет включено в процесс, тем лучше. Самое главное в комментариях к наблюдению – речевой образец. Во-первых, Ваша речь должна быть грамотной, без содержания слов-паразитов, а во-вторых, Вы должны истолковывать смысл непонятных для ребёнка слов.
Второй метод – рассматривание картин и картинок. Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т. д.).
Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь ма-лыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.
Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.
Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.
Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, загадок.
Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек.
Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрасте дети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель, какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т. д.
И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактиче-ские игры и лексические упражнения.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры.
Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.