Наталия Панченко
Консультация для родителей «Как преодолеть недостатки звукопроизношения у детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевых нарушений у детей и взрослых становится всё более актуальной в настоящее время, и связано это со множеством причин, такими как наследственность, проблемы пренатального (беременность, натального (роды) периодов и первых лет жизни ребенка, когда закладываются основные психические функции человека, к которым относится и речь. Причем наблюдается прямая зависимость между анамнезом и сложностью речевых нарушений – чем больше и тяжелее были проблемы, тем более вероятность, что речь ребенка будет развиваться некорректно, и сложность диагноза возрастает.
Публикация «Консультация для родителей „Как преодолеть недостатки звукопроизношения у детей?“» размещена в разделах
Многие взрослые думают – «Ну подумаешь, плохо говорит… ничего, сам научится… вот у соседки сын вообще до двух лет молчал, а потом сам заговорил и без проблем…» Это заблуждение. Да, бывают случаи, когда ребенок может начать говорить позже и потом догоняет сверстников в развитии самостоятельно и помощи логопеда не требуется…но чаще бывает так, что задержка в развитии речи не проходит самостоятельно, а наоборот, с течением времени проблема только возрастает… и чем старше ребенок, тем сложнее корректировать процесс. И зачастую логопедический диагноз таков, что родители без специальных знаний и навыков самостоятельно не смогут помочь ребенку, а нужна помощь специалиста – логопеда, а возможно и дефектолога и психолога, поскольку все психические функции взаимосвязаны и помимо собственно речевых нарушений наблюдаются трудности восприятия, памяти, внимания и т. д.
Проблемы, сигнализирующие о том, что помощь логопеда необходима:
У детей 2-6 лет:
- ребенок в 2 года не говорит.
- речь ребенка начала развиваться но после 2 лет прекратилось накопление словаря.
- речь ребенка в 3 года не разборчива и непонятна для окружающих
- в 5-6 лет наблюдается нарушение звукопроизношения, ребенок переставляет слоги в словах.
- Любые проблемы с речью, которые, возможно, были вызваны:
• неврологическими нарушениями
• последствиями родовой травмы
• нарушением слуха
• слабостью мышц языка, губ, щёк
• патологией речевых органов (например, расщелина нёба)
• хрипотой, опухолью голосовых связок
• психологическими отклонениями (аутизм и др.)
• нарушением дыхания
• осложнённым глотанием
Проблемы речи и письма у школьников:
- Проблемы чтения и письма мешают хорошей успеваемости. Ребенок медленно читает, делает «глупые» ошибки при письме.
- Школьник допускает большое количество орфографических ошибок, хотя правила все знает.
Причины нарушения звукопроизношения
Если малыш неправильно и невнятно произносит ряд звуков, то стоит пройти обследование у невролога и логопеда. Причины нарушений звукопроизношения могут быть различны. Однако необходимо своевременно выявить проблему, чтобы подобрать эффективную программу коррекции.
Дислалия может возникнуть из-за:
• патологий развития речевого аппарата (неправильного прикуса, короткой уздечки и пр.);
• наличия двух языков в семье;
• неправильного подхода к развитию речи ребёнка (общение на «сюсюкающем» языке);
• снижения слуха;
• проблем со звукопроизношением у одного из родителей (дети склонны подрожать).
Дизартрия развивается при поражении ЦНС, которое может быть вызвано:
• проблемами при внутриутробном развитии;
• травмами при родах (обвитие пуповиной и пр.);
• детским церебральным параличом;
• резус-конфликтом;
• серьёзными инфекциями, которые переносит ребёнок;
• проблемами с кровообращением в мозге;
• травмами головного мозга.
Даже серьёзные проблемы с произношением звуков подлежат коррекции. Однако у многих родителей возникает один вопрос. Если звукопроизношение можно скорректировать, то почему многие взрослые люди говорят неправильно? Это связано с двумя факторами. Некоторые родители считают, что в неправильном произношении некоторых звуков нет ничего страшного. Также существуют случаи, когда начинают оказывать помощь без выявления причины речевого дефекта. Естественно, что коррекция дислалии при дизартрии не возымеет эффекта.
В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?
Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.
Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.
Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда
1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.
2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.
3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».
4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.
5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.
6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.
8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.
9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.
10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда ребенок пойдет в школу.
Чем раньше вы заметите речевую проблему и обратитесь к специалисту – тем легче будет решить ее, потому что с возрастом сложность нарушения только возрастает и помимо чисто речевых могут появиться и трудности психологического характера (страх говорить, изменение речевого поведения из-за стеснения своего произношения и пр.). Красивая и правильная речь – это залог уверенного, комфортного общения с окружающими, коммуникации, это инструмент ежедневного взаимодействия с обществом, а поэтому заслуживает внимания и своевременной коррекции.