Нина Митрофанова
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку стать внимательным»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребёнку стать внимательным
Жил человек рассеянный
на улице Бассейной
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
— Оказалось, это брюки.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человек а. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку стать внимательным“» размещена в разделах
Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания — своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т. п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.
Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа.
Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
Во время занятий родитель должен быть спокойным и добро- желательным.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, должны быть преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Игра «Нарисуй бусинки»
У каждого участника лист бумаги и цветные карандаши. Задание приводится на карточке, например: «Нарисовать пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая».
Игра «Нарисуй узор» (графический диктант)
У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. диктуется действия, а ребенок должен нарисовать узор до конца строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх — одна клетка вправо — одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх». (Как вариант — нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить.)
Игра «Что изменилось?»
Предварительно раскладывается на столе 10—15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрываются газетой Нужно в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это время перекладываются
3 - 4 предмета на другие места, затем играющий поворачивается, смотрит на предметы и отвечает на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»
Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого.
Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение хотя бы 5 минут.
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.
Игровой калейдоскоп на развитие внимания.
Игра «Что с чем поменяли местами?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко лежащие друг от друга, картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
Игра «Вспомни, как было»
Задача: развить внимание.
Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и дает ребенку задание их запомнить.
После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или игрушку. Ребенок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.
Игра «Съедобное — несъедобное».
Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы — съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет - отбрасывает.
Как развить внимательность (памятка для родителей)
Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания.
Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое — в знакомом.