Татьяна Цыбулько
Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ОВЗ при проявлении агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в группе ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку с ОВЗ при проявлении агрессивности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание.
Дети с ОВЗ имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение :
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции поведения;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;
-намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит обиду, стремясь отомстить;
- обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами, взглядом;
- вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами драк;
- часто испытывает чувство злости, гнева, зависти; - Отсутствие единства в воспитании, а так же непоследовательность.
Так же часто мы задаем вопрос - Как убрать агрессию у ребенка?
• Постарайтесь встать или присесть на уровне с ребенком, и смотреть глаза в глаза, при этом обнимая его. Чтобы ребенок почувствовал, что вы его любите.
• Остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи, и твердо скажите «нельзя», объясняя, почему нельзя;
• Отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
• Используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
• Создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки и т. д.);
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.
Для этого используются следующие приемы:
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!");
- Метод «Диктанта» особенно хорош с детьми ОВЗ. Проговариваем методом диктанта, что хотим получить, то и проговариваем. Например: Идем по улице спокойно и здороваемся. - Метод с частицей «Не». Часто мы совершаем, ошибку используя в своем рационе частицу «НЕ». Как же слышит ребенок Частицу «НЕ». Например: Вы говорите, не беги по лужам. А наш мозг слышит, слово беги, не кричите – кричите.
• Со словом «Нельзя» (обязательно должна быть альтернатива). Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны.
Способы выражения (выплескивания) гнева:
• Громко спеть любимую песню. • Налить в таз воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мягким, надувным мячом. • Пускать мыльные пузыри. • Полить цветы.
Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей. В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.). Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте.
В заключение хотелось бы отметить, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.
Литература: Г. Э. Бреслав "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности" и А. А. Романов " Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей".