Мария Чернова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку развивать уверенность в себе и поднять собственную самооценку»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое уверенность в себе? Уверенность — это комплексная характеристика, в которую входят: понимание своих достоинств и недостатков; эмоциональная зрелость; социально приемлемое поведение; самоуважение; вера в собственные силы.
В возрасте от полутора до трех лет у ребенка появляется представление о собственном «Я». Так называемый кризис трех лет — первый этап формирования самооценки. Малыш как будто думает: «А что будет, если мне кричать пять минут подряд? А если упаду в грязь?» Значит, самое время начинать реагировать правильно, формируя у ребенка адекватное отношение к себе и к окружающим.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку развивать уверенность в себе и поднять собственную самооценку“» размещена в разделах
Что делать, чтобы сформировать правильную самооценку у ребенка трех лет?
Первое. Покажите ребенку эмоции: рассказывайте, почему вам грустно, если сын (дочь) измазался в грязи. Объясните, почему вы возмущены, когда он запустил лопаткой в соседа. Позитивные эмоции также обязательны к демонстрации. Чем больше вариантов адекватного ситуации эмоционального поведения, тем лучше.
Второе. Покажите ребенку, что он взрослый: возмущайтесь в меру, но проявляйте удивление, недоумевайте, спрашивайте ребенка о причинах поступков, уходите от конфликтов. Ваше чадо должно видеть: на него реагируют адекватно, а не наигранно. В таком возрасте очень легко формируется завышенная самооценка. Позже пытаться исправить ситуацию будет сложно.
Третье. Не перехваливайте. Комплекс отличника, от которого точно страдали вы или ваш одноклассник, имеет свои корни именно в младшем дошкольном возрасте. Хвалить можно и нужно, так как ребенок остро нуждается в вашем одобрении, но не надо перебарщивать.
Четвертое. Не ругайте. Завышенная самооценка и завышенные требования ребенка к себе могут сформироваться, если взрослый ругает за каждый проступок малыша.
Пятое. Одобряйте. Если ваша дочь в три года подошла и решила с мамой протереть тарелки после завтрака, это заслуживает похвалы. Домашние обязанности вполне естественны. Не надо приучать к тому, что помощь маме — это «валюта одобрения». Не хвалите за природные способности. Не нужно хвалить каждую победу так, будто бы это первое место на олимпиаде. Не стоит. Да, ребенку приятно слышать: «Какой ты молодец! Сегодня бегаешь еще быстрее, чем вчера!» Но ему вредно слышать фразы «Ты САМЫЙ лучший из всех детей!» или «НИКТО БЫ ТАК НЕ СМОГ». Это чревато опять же комплексом отличника и получением в скором времени диагноза «ЗВЕЗДА».
С трех лет и до школы ваш ребенок думает о себе так, как думают о нем окружающие. Хвалят — молодец. Забыли поблагодарить — сделал что-то не так. Отругали — я самый плохой сын в мире. Примерно в четыре года ребенок начинает «играть роли». И в это время ему очень важны адекватная поддержка и оценка родителя.
Советы по формированию уверенности и адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте.
Первое. Подавайте правильный пример. Многие мамы могут и не заметить, как ребенок копирует «подавленное» или «самодовольное поведение». Если вы уронили тарелку, не надо кричать на весь дом что-то вроде «Ну вот откуда у меня растут руки?». Разбитая тарелка не повод считать себя безрукой. Так что, если в момент инцидента с вами рядом ребенок, лучшим выходом будет анализ ситуации: «Ай, как неловко. Надо быть аккуратнее!». Критиковать при ребенке другого человека тоже не стоит. Если такое повторяется часто, он может сделать самые прямые выводы: наша семья лучше всех, а все остальные… тут вариантов много. Ребенок, который придет в детский сад и самодовольно заявит: «Вы все дураки, потому что мама так говорит!» — вряд ли получит одобрение окружающих.
Второе. Предоставляйте больше выбора в поиске себя. Рисовать на стенах нельзя — это вполне логично. Но только если вы объясните, что проблема не в самом занятии, а в объекте применения сил. Стрелять из игрушечного автомата с балкона по соседям нельзя, негуманно и опасно. Но только если вы объясните причины «опасности» во внимательном разговоре с ребенком. Если не запрещать ничего — есть риск получить завышенную самооценку, которая идет бок о бок со вседозволенностью. Если запрещать ребенку творить, ничего не говоря кроме «нельзя!», и требовать идеального выполнения задачи, рано или поздно получится подавленный малыш, который и в школе будет бояться поднимать руку, даже если знает правильный ответ.
Что же делать? Предлагать дошкольнику выбор и отправляться на поиски себя вместе. Осознание, что «за плечами» есть любимое дело, которое получается — прививка от неуверенности. В дошкольном возрасте при увеличении круга общения и доступных занятий у ребенка возможны постоянные скачки самооценки. Поддерживайте в юной личности баланс.
Третье. Правила поведения должны быть едины. Когда мир вокруг кажется непонятным, то хотя бы правила игры в нем не должны меняться. Если у ребенка с детства болит горло, а родители запрещают есть мороженое на улице, значит, даже если у него ужасное настроение и глаза на мокром месте, покупать ребенку мороженое и есть его на улице не стоит. Если нельзя сегодня бить палкой по кустам, то нельзя никогда. Если рвать цветы в поле можно, то фраза «именно сегодня нельзя, так как на тебе чистая одежда» неуместна. Если ограничивать ребенка во всем, он вечно будет чувствовать себя виноватым.
Четвертое. Не надо наказывать угол. Представьте, что ваш ребенок нечаянно бьется коленкой об угол тумбочки, носясь по дому, как реактивная ракета. Что мы делаем? Правильно, жалеем. А еще говорим: «Ух, какая мерзкая тумбочка!»
Кажется смешным, но подобное поведение в будущем провоцирует уже подростка, а потом и молодого человека сваливать всю вину на окружающих. «У меня нет девушки, так как они все дуры», «У меня нет работы, так как это государство не дает мне возможности реализоваться!». Так что, пока ваш ребенок еще маленький, лучше рассмотреть сложившуюся ситуацию под другим углом. «Будь, пожалуйста, осторожнее. Я тебя люблю, но мы не можем с папой убрать из квартиры все углы. Лучше давай научимся бегать аккуратнее…»
Пятое. Не преследовать инициативу. «Инициатива наказуема», — известная и часто произносимая фраза. Нужно научить ребенка здраво оценивать свои силы, а не жалеть себя или рассуждать о неудачах. Поверьте, разбитое яйцо во время приготовления яичницы меньшая потеря, чем подросток, которого и силой не заставишь убираться в комнате и помогать по хозяйству.
Если вам удастся воспитать в маленьком человеке уверенность в своих силах и ответственность, через пятнадцать лет он купит вам не один десяток яиц. Здоровая потребность проявлять инициативу должна быть так же адекватно воспринята. Ребенок, которому разрешают помогать, чувствует себя значимым и «взрослым» — а это большой шаг на пути к формированию самоуважения.