Марина Ткачева
Консультация для родителей «Как помочь малышу заговорить в домашних условиях?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь малышу в домашних условиях, заговорить?»
• Разговаривайте с ребенком все свободное время.
• Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук. Дайте потрогать губы.
Произнесите этот звук четко, обращая внимание на его артикуляцию.
• Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь малышу заговорить в домашних условиях?“» размещена в разделах
Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте языком, заведите моторчик губами – трррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте рот и тому подобное…
• Поиграйте над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки. Надуйте щеки –сдуйте, втяните их, надуйте одну щеку, перенесите воздух в другую.
• Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
• Говорите сам четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе.
• Комментируйте свои действия. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь – штаны или джинсы, красную или синюю футболку?»
Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, например, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи: «Мы надели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»
• Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, таким образом, мышление находится на кончиках пальцев) – играйте в «Мозаику», «Лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из соленого теста, пластилина любые поделки и т. д.
• Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики, несколько раз в день. Купите «Су – Джок» в аптеке и разминайте с его помощью пальчиков малыша.
Будьте терпеливы, повторяйте по пять раз и больше.
• Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями. Заканчивайте упражнения до того, как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3 раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно продолжаете дальше. Эти часы – для вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое – сходите погулять или поиграйте.
• Вызывайте речь на сильных эмоциях. Например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.
• Ели ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша. Например: слово - «спасибо», где в его исполнении первый звук «С» выпадает. Вы дуете на звук С___ в этом слове немного протяжнее на ладошку «С___ПАСИБО». Ребенок почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком… (какой у каждого звука ветерок – подскажет логопед, проконсультируйтесь у него и речь малыша будет формироваться правильно).
• Обратите внимание малыша на то, где «живет голосок». Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте знакомую детскую песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте и поиграйте в игру «Включи голосок».
• На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек: машин, животных, птиц. Например: машина – ж___,
самолёт – у ___,зайка прыгает –ап-ап, мишка косолапый ходит
так – о ___, комарики звенят – з ___, птички зернышки клюют – пи-пи-пи…. И т. д.
• Развивайте произвольное внимание, память. Повторяйте, что делали с утра – умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама и т. д.
• Главное: занятия должны быть регулярными, всегда хвалите малыша за успехи.