Козырева Ирина
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком, чтобы он рос уверенным и успешным»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывая своих детей, мы не только создаем и формируем будущее своего ребенка, но также создаем и формируем свое собственное будущее, которое будет не совсем безоблачным, если мы будем неправильно воспитывать своих детей. Непедагогичное и неграмотное воспитание детей обернется для нас проблемами в школе, усиленным подростковым негативизмом, да и просто частыми болезнями ребенка, не говоря уже о его проблемах в его взрослой жизни.
В самом начале, приведу небольшой, но яркий эпизод, рассказанный одной мамой.
Публикация «Консультация для родителей „Как общаться с ребенком, чтобы он рос уверенным и успешным“» размещена в разделах
«Моему сыну было 3 года. Мы с ним гуляли во дворе зимой. У нас была горка, а сбоку по ней шла лестница. Горка была высокая, и лестница довольно длинная. Дети поменьше поднимались на несколько ступенек и скатывались с середины горки. Мой сын по возрасту был среди них. Через некоторое время он заявил, что хочет подняться повыше; я не решилась ему возразить и он несколько раз съехал. После этого его смелость возросла, и он поднялся еще выше. Наконец, преодолевая страх (я это видела, он залез на самый верх! Я пережила много волнений, но изо всех сил старалась себя сдержать, чтобы не запретить ему съехать. Вернувшись домой, возбужденный сын с порога крикнул:
- Папа, я могу!
- Что ты можешь? - спросил отец.
- Все! - гордо ответил сын»
Можно с уверенностью сказать, что ребенок побывал в ситуации успеха и согласимся, что вывод «Могу все!» дорогого стоит.
Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха".
Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать человек, переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны.
Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Из выше сказанного следует, что в успехе и ситуации успеха нуждается каждый человек и особенно дети дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте формируются 70% личности.
Общаться с детьми — это искусство, основами которого должен овладеть каждый родитель. И для того, чтобы процесс общения не превратился в бесконечный спор не слышащих друг друга людей, важно соблюдать определенные правила, главным из которых является безусловное принятие ребенка. Но принимать ребенка не означает никогда на него не сердиться: можно выражать недовольство отдельными его действиями, но не ребенком в целом. Когда человек знает, что его любят таким, какой он есть, у него закладывается правильная самооценка, которая необходима для того, чтобы ребенок сам был успешен в общении и в жизни.
Несколько правил эффективного общения с ребенком :
1. Не вторгаться и не прерывать деятельность занимающегося ребенка.
Вторжение в занятия ребенка без его согласия и ее прерывание ведет к тому, что деятельность обесценивается. Например, мама зовет сына кушать, а он в это время увлеченно рисовал. Лучше спросить: «Когда ты сможешь сделать паузу?», «Сколько тебе еще нужно времени?»
2. Вместе с ребенком составить режим деятельности и отдыха, что позволяет организовать себя и свое время.
Например, когда садишься за уроки в одно и то же время, не приходится раскачиваться, так как есть уже привычка в это время успешно и эффективно заниматься.
3. Чаще задавать вопросы об успехах и чувствах ребенка и реже «догадываться» о трудностях.
4. Свое принятие ребенка нужно транслировать через свое отношение к позиции «мы равны» через открытые вопросы, примеры вопросов:
• Чем бы ты хотел позаниматься?
• Сколько тебе понадобиться на это времени?
• Каких результатов ты хотел бы достичь?
• Что ты чувствуешь, когда у тебя получается, что ты думаешь о своих успехах?
• Что нужно сделать, чтобы ты чувствовал себя уверенно и комфортно?
• Что тебе интересно в жизни?
• Что тебе помогает справляться с трудностями?
• Что не получается?
• Какая помощь тебе нужна?
• Кто мог бы тебе помочь?
• Что будет, если ты не сделаешь этого?
• Что это значит для тебя?
• Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась (не менее 3 шагов?
• Что можно сделать сегодня (не менее одного шага?
5. На все успехи и неуспехи ребенка нужно реагировать, но при этом помнить три пункта:
• Изучать изменения в деятельности ребенка после воспитательных действий
• Не повторять то, что не приносит положительных изменений
• Повторять и закреплять то, что приносит положительные изменения
6. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, это вызывает обиды, раздражение и зависть. Необходимо сравнивать вчерашние и сегодняшние успехи самого ребенка, отмечая сильные стороны и ресурсы (то, что помогает справиться ему с трудностями).
7. Предоставить право на ошибку, дайте возможность ее исправить, высоко оцените самостоятельность в поиске и исправлении собственных ошибок.
8. Развивая ребенка необходимо помнить и осознавать, куда мы идем, что развиваем, к чему стремимся.
9. Чаще вспоминайте себя в детстве, делитесь своими успехами, ситуациями преодоления трудностей с ребенком, обсуждайте свои ресурсы и точки роста.
10. Воспитать установку на достижение успеха можно с помощью системы визуализации успеха. Нужно накапливать внешние доказательства успешности ребенка. Накапливайте визуальные подтверждения успехов : организуйте специальное место на стене (на полке) для рисунков, дипломов, фотографий, сувениров.