Надежда Иванова
Консультация для родителей «Как говорит ваш ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.
С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью.
Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей – родителей, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.
Публикация «Консультация для родителей „Как говорит ваш ребёнок“» размещена в разделах
В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора взрослых. И как только малыш подрастет и начнет свободно говорить, родители «вдруг» заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и тон, темы разговоров, выбор слов и выражений.
Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом обычно исчезают.
Однако у нервных, ослабленных детей может возникнуть патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение (тахилалия, либо излишнее замедление (брадилалия).
При излишне стремительной речи, из-за быстроты высказывания происходит повторение слогов, или их пропуск, искажение звуков, иногда слов. Но всего этого ребенок не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток произносится без передышки, до полного выдоха. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела. При этом может возникнуть ещё и заикание.
Не менее опасно и противоположное явление-брадилалия. При такой форме патологии у ребенка бывает чрезмерно замедленная речь, которая вызывает нетерпение и раздражение со стороны окружающих. Поэтому часто дети стараются вообще не говорить. А это ещё больше задерживает их речевое, а следовательно, и умственное развитие.
Чтобы этого не произошло, родители должны прежде всего заботиться о нервной системе ребенка. Необходимо охранять её от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, неожиданные окрики, резкие переходы от суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми.
Не следует излишне баловать ребят, потакать их дурным желаниям. Старшие должны соблюдать разумную требовательность по отношению к ребенку.
Сознательная дисциплина, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражителей извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи.
С самого раннего возраста активно подражает речи окружающих. Поэтому речь самих взрослых должна быть всегда правильной, отчетливой, ясной, выразительной, неторопливой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет слышать правильную речь, то и сам он будет говорить правильно.
В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует, как это делают некоторые родители, раздражаться его «болтовней». Но в то же время приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните, что когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их. Важно научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.
Надеемся, что всё сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать у него многих дефектов речи и голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.