Елена Акулова
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в художественной деятельности детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник рисования в художественной деятельности детей с ОВЗ
Методическая разработка на основе кейс технологии
Разработала тьютор
МБДОУ №82 г. Белгорода
Акулова Е. В. (2023г.)
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Цели обучения нетрадиционным техникам детей с ОВЗ :
-Познакомить с нетрадиционными техниками рисования
Темочки:
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Развивать зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, зрительно-моторную координацию.
-Формировать предпосылки для развития творческой активности.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.
Для успешного выполнения задания данная категория детей нуждается в более детальной, четкой, поэтапной инструкции. Изобразительная деятельность является движущей силой психического развития детей, поэтому использование нетрадиционных техник рисования приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение этих техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними, позволяют учесть индивидуальные особенности детей. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ватной палочкой, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони). Получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.
Рисование пальчиками
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое
Рисование ладошкой
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Оттиск печатками
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, втулки от бумажных полотенец рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства - кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить.
Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Предлагаю для выполнения с детьми следующие техники рисования :
1. Рисование бумажными втулками. (Букет цветы)
Материалы: лист бумаги, бумажная втулка, ножницы, гуашь, кисточка, стаканчик с водой, баночка для краски.
Цель: Знакомство ребёнка с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток».
Задачи: развивать внимание, усидчивость,, развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности.
2. Рисование ладошкой. (Петух)
Материалы: лист бумаги, гуашь,, кисточка, поролоновая губка,
стаканчик с водой, баночка или тарелочка для краски.
Цель: Знакомство ребёнка с нетрадиционной техникой «Ладошкой»
Задачи: Развивать творческое воображение, внимание, мышление и мелкую моторику кистей рук.
3. Рисование пальцами. (Веточка с листочками)
Материалы: лист бумаги, гуашь, кисточка,
стаканчик с водой.
Цель: Знакомство ребёнка с нетрадиционной техникой «Рисование пальцами»
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиком, развивать мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
4. Рисование ватными палочками. (Яблоко)
Материалы: лист бумаги с нарисованным яблоком, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.
Цель: Знакомство ребёнка с нетрадиционной техникой «Рисование ватными палочками»
Задачи: Упражнять в рисовании ватными палочками, развивать мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
5. Рисование пробкой. (Цветочки)
Материалы: лист бумаги, гуашь, пробка, стаканчик с водой.
Цель: Знакомство ребёнка с нетрадиционной техникой «Рисование пробкой»
Задачи: Упражнять в рисование пробкой, развивать мелкую моторику рук и координацию движения рук, воспитывать интерес к изобразительной деятельности.