Елена Лысова
Консультация для родителей «Игры на развитие мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
МЫШЛЕНИЕ
Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная. К концу дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Публикация «Консультация для родителей „Игры на развитие мышления“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Интеллектуальное развитие ребенка происходит при непосредственном участии взрослого, при этом совершенно не обязательно заниматься с ребенком целенаправленно и много, задания и упражнения можно включать в игровую деятельность, в повседневное взаимодействие с ребенком. Главное условие – игры должны носить элемент новизны и ребенку должно быть интересно.
Игры и задания для развития мышления
Найди лишнее слово.
Прочитайте ребенку серию слов или разложите картинки. Предложите определить, какое слово (картинка) является «лишним».
Примеры:
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон. И т. д.
Бывает — не бывает.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.
Нелепицы.
Ребенок должен посмотреть на картинку и определить «Что перепутал художник», и объяснить, почему это не правильно.
Пазлы (Разрезные картинки).
Вы можете быстро изготовить ребенку пазлы, разрезав открытку. Открытку нужно сначала разрезать на 4 равные части. Лучше, если Вы используете две одинаковые открытки — одну разрежете, а вторая будет служить образцом.
Затем задание можно усложнять — разрезать открытку на 6-8 прямоугольников, разрезать ее произвольно — части открытки могут быть треугольными, квадратными, в форме трапеций, многоугольников и т. д.
Когда ребенок соберет пазл, детали сложим в конверт и предложим поиграть в следующий раз.
Опиши предмет.
Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.
Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства.
Дверная скважина.
Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты.
Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно.
Продолжи ряд.
Ребенку предлагается ряд фигур, в расположении которых нужно увидеть некоторую закономерность и выполнить задание, продолжив ряд.
Съедобное – несъедобное.
Можно играть с несколькими детьми. «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет несъедобен, то ты должен отбить мяч, а если съедобен – поймать».
Серия последовательных картинок.
Положите перед ребенком на столе в произвольном порядке четыре картинки, и предложите ему рассмотреть их, в течение 20—30 сек. Ребенок должен разложить картинки по порядку, определив, что было сначала, что потом. После того как ребенок разложит картинки, предложите составить по ним рассказ. Затем задание можно усложнять — предложив 6-8 последовательных картинок.
Загадки.
1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (Кошка). 2. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака). 3. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (Козел). 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк). 5. Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух). И др.
Недостающая фигура.
Ребенку требуется понять логику размещения фигур в таблице и определить недостающий элемент Если ребенок сам не может выявить закономерность, помогите ему, объясните эту закономерность и пусть ребенок снова попробует найти недостающее.