Ольга Костюченко
Консультация для родителей «Игры и задания для развития мышления, сообразительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Добрый день, дорогие родители и милые детки. Предлагаю вам интересные игры и задания для развития мышления, сообразительности:
«Назови насекомое»
Цель: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и задания для развития мышления, сообразительности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.
Игровое действие: отгадывание.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.
1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?
Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.
Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).
2. На ромашку у ворот опустился вертолет,
Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).
3. С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).
«Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.
Словарь: цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.
Игровое действие: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Игровое правило: не мешать друг другу, слушать и отвечать.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос: «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».
«Что кому?»
Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Игровое действие. Поиск нужных предметов.
Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ) и др.
Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».
Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа. Участники, которой ни разу не ошиблись.
«Кто что слышит?»
Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку. Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.
Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.
Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», - догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
«Горячо – холодно»
Цель: Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь. Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.
Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке, говорить слова «тепло, тепло!», при удалении от нее – «холодно, холодно!», совсем приблизились «горячо!».
Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:
- Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой). Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое - нибудь растение. Когда скажем: «Заходи!», водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку: если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем: «Холодно, холодно!», если же он будет подходить ближе, скажем: «Теплее, теплее!». А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем: «Горячо, горячо!». Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило).
Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.
Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать, это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс).
Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под душистой геранью» или: «Матрешка спряталась за аспарагусом». После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов: сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.
«Что изменилось?»
ЦЕЛЬ: развивать умение замечать изменения в расположении предметов, исправлять ошибку, развивать мелкую моторику, внимание, логику, память, речь.
«Найди пару по цвету»
ЦЕЛЬ: учить сопоставлять фигуры, выделять основные признаки, развивать внимание, память, мелкую моторику.
«Продолжи ряд»
ЦЕЛЬ: учить находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, формировать умение анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием
«Этажи»
ЦЕЛЬ: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете; развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
«С какой ветки детки?»
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
"Зашнуруй сапожок"
ЦЕЛЬ: учить выполнять действия со шнуровкой, развитие мелкой моторики рук.
«Четвертый лишний»
ЦЕЛЬ: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, закреплять знания детей о фруктах и овощах.
«Составь целое из частей»
ЦЕЛЬ: учить составлять конструкцию из 4- 5 геометрических фигур (по образцу, развивать внимание, логику, мелкую моторику.
«Расставь по порядку»ЦЕЛЬ: сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
a. расставить кубики по возрастающей (убывающей) высоте;
б. расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«Собери гусеницу».
ЦЕЛЬ: собрать гусеницу из разных цветов в определенной последовательности (по образцу, закрепление основных цветов, развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
«Тонет, не тонет»ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику.
Дидактическое пособие. «Сенсорный куб»
ЦЕЛЬ: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов; воспитывать детей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.