светлана орлова
Консультация для родителей «Игрушки для наших детей». Мифы о развивающих игрушках
▼ Скачать + Заказать документы
Термин развивающие игрушки уже давно и прочно вошел в нашу жизнь, согласно многим опросам одно из главных требований к игрушкам - их возможность содействовать развитию ребенка.
Но что такое развивающая игрушка, чем она отличается от других? Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые, по сути, имеют весьма отдаленное отношение к реальности.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки для наших детей“, Мифы о развивающих игрушках» размещена в разделах
Миф 1: «Развивающие игрушки учат»
Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением, все больше появляется центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, появились методики, авторы которых обещают родителям развивать у маленьких детей логическое мышление, научить считать и читать (Думать - раньше, чем говорить, «Читать раньше,чем ходить»). Книжные магазины предлагают пособия, которые научат малышей писать, считать, читать, логически мыслить, но, как правило, это хорошо иллюстрированные издания содержат сведения, ещё неизвестные маленьким детям. «Развивающие» игры представляют собой наборы для тренировки каких-либо навыков, упражнений для развития зрительного и слухового восприятия, осязания, моторики, речи и пр. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей и родители пытаются внушить эту информацию ребенку, но этот механический подход может вызвать только протест. Ребенок (как человек вообще) - не сумма отдельных навыков и не компьютер в который вводят новые программы и развивается он совсем по-другому.
Развитие – это всегда возникновение нового качества, а детское развитие – это появление нового отношения к миру взрослого и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные, не имеют никакого отношения к развитию ребенка, так как они лишают малыша собственной активности. Последние исследования психологов говорят о том, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и раннее развитие, оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Все эти знания – формальные, чужие и ненужные для его детской жизни.
Миф 2: «Развивающие игрушки тренируют ум»
Для дошкольника, не достигшего возраста 6-7лет, тренировка интеллекта и решение умственных задач вряд ли будут иметь развивающее значение, потому что у большинства из них нет реальной мотивации к этой деятельности. Дошкольник познает мир и участвует в нем своей общей практической активностью – за счет физических, а не умственных действий, за счет высказываний, переживаний и замыслов. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок делает что-то сам, по своему желанию, а значит с интересом и удовольствием.
Развитие ума и интеллектуальных сил – это задача следующего возрастного периода – школьного. И происходит оно не в игре с игрушками, а совсем в другой деятельности – учебной.
Миф 3: «Развивающие игрушки современны и высокотехнологичны»
Порой современным родителям кажется, что куклы, звери и машинки сегодня безвозвратно устарели, не могут способствовать развитию ребенка, считая, что детям нужны новые и современные игрушки, которых не было у них самих. Интерактивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими возможностями, они умеют по хлопку заплакать, потом засмеяться, сказать «мама», сосать бутылочку и закрывать глаза. Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку, виляют хвостиком или любят обниматься - чем не настоящий друг ребенку? Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными, но, увы, не развивают. Такие высокотехнологические игрушки ничего не требуют, и не побуждают воображение ребенка работать, он просто нажимает на определенные места и наблюдает,что скажет игрушка, игрушка сама управляет ребенком, навязывает свои действия и схемы поведения. А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Ребенок пассивно наблюдает за происходящим и ему быстро все надоедает, он начинает требовать взамен все новые и новые роботы, с новыми «наворотами», что противоречит законам детской психологии. Главные качества детской игры – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.
Миф 4: «Развивающие игрушки – это работающие копии взрослых предметов»
Бытует мнение, что игрушки должны готовить ребенка к взрослой жизни, прививать навыки с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество приборов для детей (микроволновые печи, фены, утюги, стиральные машины, сюда можно отнести и «наборы парикмахера», «наборы визажиста» ,к ним прилагаются необходимые принадлежности которые могут храниться в «голове» как в коробке. Игра с такими предметами далеко не лучшее средство обучения. Можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами, пробивать чек и давать сдачу, но это в обучающих целях используется. Главное содержание игры - это отношение между продавцом и покупателем, стремление вжиться в роль и ей соответствовать. Ребенок, разыгрывая роль водителя, парикмахера или врача, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки», но то, что он получает за счет этой игры, значительно важнее и полезнее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым. Поэтому предметы для игры не должны быть действующими копиями реальных предметов, их задача – оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию.
Миф 5: «Развивающие игрушки - это не игрушки,а электронные копии и компьютерные игры»
Современные дети, полагают родители, быстрее умнеют и раньше взрослеют. Им предстоит жить в современном, технологичном и компьютизированном обществе,
поэтому традиционная детская игра-это пустая трата времени, которая ничего не дает в будущем, Родители как можно раньше начинают приобщать ребенка к компьютеру и к его играм и «подсаживают» детей на электронные игры, лишь бы не мешал взрослым. Дети очень быстро привыкают к этим играм, удивляя родителей своими маленькими успехами, но все реже они хотят общаться со сверстниками, играть во дворе, слушать сказки…Компьютер поглощает все силы ребенка, его время и интересы и становится полновластным хозяином его воли, ума и души. Здесь уже ни о каком развитии речи не идет.
Настоящая игрушка- это средство для детской игры. А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность дошкольника. Если мы покупаем ребенку игрушки,то должны помнить: главная задача игрушки – быть средством для игры, будить воображение ребенка, подсказывать ему сюжетные ходы.
Игрушка будет развивающей, если с ней можно интересно, разнообразно и осмысленно играть.
Несколько правил для родителей и педагогов, делающих выбор игрушек в магазине:
-Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
-Хорошая игрушка должна быть максимально открыта для изменений и преобразований, открытость для действий, гибкость и простота – вот важные требования для развивающей игрушки.
-Игрушка должна быть привлекательной не только окраской, материалом и формой, но и иметь возможность включать её в игру и действовать с ней.
Игру «вытеснили» из дошкольного детства, и она плавно переместилась на ступень старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть и его дошкольный возраст- возраст игры, растягивается. Поэтому главная задача нас взрослых в том, чтобы создать условия для игры, стимулировать развитие детской игровой деятельности.