Лина Малиновская
Мастер-класс для родителей «Умные игрушки наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Умные игрушки наших предков»
Цель: повышение уровня педагогической грамотности родителей.
Задачи: - знакомство с методами и приемами коррекционной работы в домашних условиях; - расширение представлений о коррекционных возможностях игрушек; - знакомство с возможностями русской народной игрушки матрешки в развитии высших психических функций у дошкольников; - воспитание желания участвовать в игровой деятельности вместе с ребенком.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Умные игрушки наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: выставка 5 составных матрешек, 5 кругов из картона одного цвета убывающих по величине, аудиозапись русской народной песни по выбору педагога, косынка из непрозрачной ткани для каждого родителя, «Чудесный мешочек», стул для каждого родителя, общий стол для всех родителей.
Ведущий – воспитатель группы, «матрешка» - учитель-дефектолог.
Ход мероприятия
Вводная часть
Ведущий приглашает гостей пройти в зал (музыкальный зал, спортивный зал, группу и др.). Родители проходят в помещение, садятся на стулья вокруг стола. Ведущий сообщает, что на сегодняшнем заседании родительского клуба будет обсуждаться вопрос, можно ли развивать психофизические возможности ребенка с помощью традиционных русских народных игрушек? Родители высказывают свои предположения.
Ведущий предупреждает родителей, что к ним в гости спешит одна игрушка. Звучит русская народная музыка и в зал входит «матрешка».
Основная часть
«Матрешка» здоровается с родителями. Коротко рассказывает о себе: «Я русская народная игрушка. Меня знают во всем мире. Я главный сувенир России. Про меня сочинили много песен, стихов и загадок. Угадали кто я?». Затем загадывает загадку «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Родители отгадываю загадку.
«Матрешка» сообщает, что сегодня она пришла не одна, а привела с собой много подруг. Приглашает родителей посмотреть выставку матрешек и выбрать себе понравившуюся. Родители знакомятся с выставкой матрешек, выбирают матрешку и садятся на стулья.
«Матрешка» предлагает поиграть с ее подружками, погреметь матрешками –подружками и послушать, о чем они говорят? Родители выполняют инструкцию «матрешки», высказывают свои предположения (Там внутри что-то есть. Нужно достать все матрешки и пр.).
«Матрешка» предлагает открыть матрешку-подружку и узнать, что внутри. Родители достают одну матрешку. «Матрешка» задает вопрос: «А как мы можем узнать, есть ли внутри матрешки еще что-нибудь?» Родители высказывают свои версии, потом достают следующую матрешку. Аналогичным способом отрабатываются оставшиеся матрешки.
«Матрешка» просит внимательно рассмотреть подружек и сказать, одинаковые ли они? Делается заключение, что все матрешки разные? Выясняется вопрос, чем они отличаются друг от друга? Родители высказывают свои умозаключения (Они разного роста. Они разной величины. У них узоры на платьях разные. Они разного цвета и т. д.).
«Матрешка» предлагает подружкам построиться по росту. Напоминает родителям, что все сериационные ряды строятся слева направо. Родители выстраивают матрешек в ряд. «Матрешка» просит одного родителя рассказать, как он построил своих матрешек? Выслушивает ответ взрослого. В случае необходимости подсказывает правильный вариант оречевления сериационного ряда матрешек (Сначала большая, потом поменьше, потом еще меньше, потом еще меньше и самая маленькая).
«Матрешка» организует игру «Поставь матрешку в ряд». Родители закрывают глаза по просьбе ведущего, в это время из ряда убирается одна матрешка. Потом родители открывают глаза и находят беглянке место в ряду. Игру можно повторять 2-3 раза.
«Матрешка» просит разделить половинки матрешек. Раздает каждому платок из непрозрачной ткани и предлагает завязать глаза. По просьбе ведущего родители собирают матрешек и выстраивают их в ряд с завязанными глазами. Затем повязки снимаются, проводится визуальный контроль качества выполнения упражнения.
«Матрешка предлагает своим подружкам с помощью родителей выполнить физкультурную разминку: сделать пять шагов вперед, пять шагов назад, пять раз подпрыгнуть вверх, пять раз наклониться вправо, пять раз наклониться влево. Родители выполняют игровые действия с матрешками.
«Матрешка» сообщает, что у нее в «Чудесном мешочке» спят подружки, нужно их нежно погладить, разбудить и достать из мешочка по очереди, сначала самую большую, потом поменьше и т. д. Родители (по выбору ведущего, ориентируясь на тактильные ощущения, достают матрешек из мешочка и выставляют их на стол. Затем родителям предлагается посадить новых подружек на стулья-круги. По выбору ведущего кто-либо из родителей подбирает круги для каждой матрешки.
«Матрешка» предлагает родителям вспомнить, что они делали? Какую пользу для развития ребенка принесет данное упражнение? Какие функции мы развивали в процессе игр с матрешками? Легко ли было работать с закрытыми глазами? Усложниться ли процесс опознавания матрешек на ощупь, если в «Чудесном мешочке» увеличиться их количество?
Заключительная часть
Подводится итог взаимодействия с игрушками и персонажем. Делается вывод, что одна игрушка может развивать различные высшие психические функции. Сложность упражнения можно варьировать путем изменения условий игры (количества предъявляемых игрушек, ограничение сенсорных сигналов и пр.). Одна и та же игрушка станет служить детям разного возраста, только задачи игры будут разные, объём получаемых детьми знаний, навыков и умений будет последовательно расширяться.