Сухарева Ольга
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний и привлечение внимания родителей к правильному подбору игрушек для детей дошкольного возраста.
Давайте вспомним самое приятное воспоминание из нашего далекого детства. Что приходит сразу? Конечно же, мамины теплые руки, и любимый зайчик (плюшевый мишка, кукла, паровозик и т. д. - у каждого свое). Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Именно с игрушками у большинства нас ассоциируется детство. Но, не только личной ценностью обладает всякая игрушка, она ещё и обладает ценностью общечеловеческой, т. к. представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, для ребенка нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек нужно очень серьёзно.
Итак, начнё м с малышей:
В первые дни и месяцы своей жизни возможности познавать и исследо-вать ребёнком окружающий мир ограничены. Весь мир в это время для малыша заключается в маме, в её улыбке. И уже через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период ребёнку необходимы яркие игрушки, находящиеся в поле зрения и привлекающие его внимание: это всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Несколько позже, с развитием хватания, ребенок должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Такие игрушки могут быть звучащими.
В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши.
В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами.
Пирамидки из 3-5 колец и кубики можно предложить ребенку в 10-12 месяцев. В этот период ребёнок буквально начинает всё тащить в рот, что, конечно же, настораживает родителей. Не стоит этого пугаться: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза. Вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш уже становится более само-стоятельным, так как у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! В этот период не провоцируйте ребёнка на «подвиги» : сделайте доступную ему среду безопасной, уберите свои любимые вазы, книги, сервизы, чтобы они дальше продолжали служить вам. В это время уже можно купить ребёнку меховую игрушку, именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. А удобный контейнер и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки за собой надо убирать.
К 3-м годам малыш потихоньку начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек кукольной посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, различные конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. В этот период также нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
Ближе к 4-5-ти годам огромный интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, роботов, зверушек. Ребёнок начинает создавать с ними различные варианты игр. В целом, в этом возрасте ребенку уже доступны все виды игрушек : и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Также в данный период игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают оружие и машинки, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.
Далее к 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими собственными руками.
При всем при этом существует очень важная группа игрушек - это предметы-заместители. Так как все перечисленные выше игрушки можно отнести к так называемым "готовым формам", то есть в этих игрушках уже заложено функциональное назначение, так как изготовлены они фабричным способом. Предметы-заместители же не имеют конкретного функционального назначения, да и вообще включают в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор. Но, в то же время для ребёнка это наиценнейший материал для развития воображения и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, обломки чего-нибудь и т. д.
Целесообразно введение этих предметов в игру детей с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят ребенка перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. А за счет введения воображаемой ситуации "как будто", предметы-заместители способствуют и расширению жизненного пространства.
И тем более, не надо тратить весь семейный бюджет на игрушки люби-мому чаду, запомните правило: игрушки надо выбирать, а не собирать. Игрушек не должно быть много. Да и, включив фантазию при желании можно сделать для своего ребенка своими руками такие игрушки, которые и выглядеть для ребенка будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуй-тесь 4-мя правилами.
Игрушка должна быть :
1)Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
2)Эстетичной на вид
3)Соответствовать возрасту
4)Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в день рождения или в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.