Ольга Махалкина
Консультация для родителей «И снова о наказании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по вопросу применения наказания и поощрения ребёнка в семье.
Задачи:
• Способствовать повышению психолого – педагогической компетентности родителей, познакомить родителей с особенностями использования поощрений и наказаний;
• Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
• Содействовать профилактике наказаний по отношению к детям со стороны взрослых;
Публикация «Консультация для родителей „И снова о наказании детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
Оборудование
• Подготовить цитаты:
«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности». (А. Макаренко)
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». (Я. Корчак);
«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е. А. Аркин).
• листы бумаги и ручки; фломастеры; цветные карандаши; краски;
• бланки для родителей;
• стаканчики, бусинки;
• компьютер; экран; мультимедийный проектор;
• мультфильм;
• ленточки, платки, вата;
• сердечки
• свеча;
• памятки
Ход:
1. Педагог-психолог.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную тему, связанную с мерами поощрения, а бывает и наказания, и запретов в воспитании детей.
Прежде чем мы начнем обсуждение, я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который подготовили дети.
(Просмотр мультфильма).
- Может быть, кто-то из вас увидел себя в этом мультфильме? В любом случае размышление на данную тему является очень поучительным.
- Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это не только радостный, а также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся поразмышлять над отдельными вопросами: нужно ли наказывать детей? Как часто мы можем накладывать запреты на какие-либо действия детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
2. Проводится упражнение - активатор: «Перебежки» (родители встают в круг)
поменяйтесь местами тем, у кого один ребенок;
поменяйтесь местами те, у кого хорошие отношения с детьми;
поменяйтесь местами те, у кого двое детей;
поменяйтесь местами те, кто любит своего ребенок;
поменяйтесь местами те, кто часто играет с ребенком;
поменяйтесь местами те, у кого из ваших детей светлые волосы;
поменяйтесь местами те, у кого из вас день рождения зимой;
поменяйтесь местами те, у кого есть сыночки;
поменяйтесь местами те, у кого лапочки-дочки;
поменяйтесь местами те, кого из вас наказывали в детстве;
поменяйтесь местами те, кто когда-либо наказывал своего ребёнка;
поменяйтесь местами те, кто каждый день хвалит своего сыночка или лапочку-дочку.
- Как вы наверно заметили, когда я говорила о наказании и поощрении, никто не остался стоять на месте, значит, тема нашего сегодняшнего разговора для вас, я думаю, является актуальной и вы готовы к дальнейшему разговору.
(родители садятся и берут ручку и лист бумаги с таблицей)
- Так как же быть с наказанием и поощрением? Как это происходит в вашей семье? Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, перечислить все меры наказания и поощрения, которые вы используете в своей семье. Напишите в одной части, как вы наказываете своего ребёнка, а в другой – как поощряете. У вас есть несколько минут для того, чтобы вы выполнили эту работу. (Приложение № 1)
А теперь я попрошу зачитать, что у вас получилось. (Родители по желанию зачитывают).
В это время педагог-психолог кладёт в стаканы бусинки по кол-ву названных родителями наказаний и поощрений.
На столе стоят 2 прозрачных стакана (надпись на стакане отвёрнута от родителей). На одном написано «поощрение», а на другом – «наказание». Я буду класть в стаканы по бусинке за каждое наказание, которое вы написали и за каждое поощрение. А теперь посмотрите, какой стакан заполнен больше. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания, т. к. воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание, сколько положительное (поощрение) подкрепление.
Как вы думаете, что такое наказание? (Высказывания родителей)
Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребёнок не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения («Толковый словарь», В. Даля)
Слайд с определением наказания.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.
Пожалуйста, помните (не забывайте) следующее:
- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
А как вы относитесь к телесным наказаниям? (Ответы родителей).
- Телесные наказания детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Упражнение «Измятое лицо» (раздать шаблон лица ребенка)
- Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка. Каждый из участников говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.
(Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка).
- Уважаемые родители, любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития ребёнка.
3. Упражнение «Ты мой цветочек» (под музыкальное сопровождение)
А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? После того, как все представили это – нарисуйте этот цветок (всем раздается бумага, фломастеры, краски, карандаши).
(Далее родителям предлагается вырезать свой цветок, ориентируемся на время).
А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну», при это говорят о том, как они любят своего ребёнка)
Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные.
Так и наши дети все разные, и у каждого своя индивидуальность.
И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.
И если вы будете дарить детям свою любовь, то они непременно ответят вам взаимностью.
- Наши дети не всегда бывают послушны и порой родителям очень трудно держать себя в руках. Скажите, запрещаете ли вы что-нибудь своему ребёнку? Что конкретно вы им запрещаете делать?
- Как часто вы запрещаете своему ребёнку бегать, прыгать, громко разговаривать и т. д? (Ответы родителей)
4. Упражнение «Недетские запреты».
Я предлагаю одному из вас ненадолго стать ребёнком.
(Выбирается один участник и садится в центре круга на стул).
Другие родители по очереди подходят к «ребёнку» и говорят, что они запрещают ему делать, то, что участники чаще всего говорят своему ребёнку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот. «Не бегай!» - завязываются ноги и т. д.
После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую он завязал, и снимает запрет, т. е. говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остаётся. Например: «Не кричи, говори спокойно».
Затем проводится рефлексия родителя, игравшего роль ребёнка.
• Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
• Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
• Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
Родители, играющие роль взрослого.
• Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребёнка?
• Что вам хотелось сделать?
• Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Воспитание состоит всё-таки не только из запретов, а в первую очередь из похвалы.
6. Упражнение «Хвасталки» (родители встают в круг)
Сейчас каждый из вас должен похвалить своего ребёнка. «Мой ребенок.» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка.
Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
(садятся)
Вы только что хвалили своих детей. Как вы думаете, что такое поощрение?
Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.
Поощрение ребенка, за что - то хорошее, укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь взрослым, поиграл с младшими братишкой или сестрёнкой. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания - «Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»
Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату, не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»
Примерами вредных похвал могут быть бесконечные восклицания любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Хвалите своих детей, но действуйте обдуманно и неторопливо.
7. Упражнение «Подарок своему ребёнку» (раздаю сердечки)
Я раздам вам сердечки, и на этих сердечках вы напишите слова, которыми вы можете похвалить своего ребёнка. Придя домой повесьте это сердечко где-нибудь на видном месте и обнимите своего малыша. Почаще смотрите на сердечко, читайте то, что вы написали. И помните, что ваш ребёнок самый замечательный, и вы очень любите его.
Заключительный этап.
Итак, уважаемые родители, нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (ответы родителей)
Психолог: Поощрения и наказания нужны. Только применять их надо умело. Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание лишь тогда, когда это действительно необходимо. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.
Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.
Ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
Рефлексия результатов встречи:
Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).
Я понял (а).
Мне понравилось.
Я почувствовал (а).
Я бы хотел (а).
10. Прощание при свече: Китайская притча «Ладная семья».
На экране?
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: — И мира тоже».
(Зажигаю свечу)
«Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
Любите и берегите ваших детей.
А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, и дружно погасим свечу, оставив позади все наши негативные эмоции».