МААМ-картинки

Консультация для родителей «И снова о наказании детей»

Ольга Махалкина
Консультация для родителей «И снова о наказании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по вопросу применения наказания и поощрения ребёнка в семье.

Задачи:

• Способствовать повышению психолого – педагогической компетентности родителей, познакомить родителей с особенностями использования поощрений и наказаний;

• Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;

• Содействовать профилактике наказаний по отношению к детям со стороны взрослых;

Публикация «Консультация для родителей „И снова о наказании детей“» размещена в разделах

• Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Оборудование

Подготовить цитаты:

«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности». (А. Макаренко)

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е. А. Аркин).

• листы бумаги и ручки; фломастеры; цветные карандаши; краски;

• бланки для родителей;

• стаканчики, бусинки;

• компьютер; экран; мультимедийный проектор;

• мультфильм;

• ленточки, платки, вата;

• сердечки

• свеча;

• памятки

Ход:

1. Педагог-психолог.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную тему, связанную с мерами поощрения, а бывает и наказания, и запретов в воспитании детей.

Прежде чем мы начнем обсуждение, я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который подготовили дети.

(Просмотр мультфильма).

- Может быть, кто-то из вас увидел себя в этом мультфильме? В любом случае размышление на данную тему является очень поучительным.

- Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это не только радостный, а также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся поразмышлять над отдельными вопросами: нужно ли наказывать детей? Как часто мы можем накладывать запреты на какие-либо действия детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

2. Проводится упражнение - активатор: «Перебежки» (родители встают в круг)

поменяйтесь местами тем, у кого один ребенок;

поменяйтесь местами те, у кого хорошие отношения с детьми;

поменяйтесь местами те, у кого двое детей;

поменяйтесь местами те, кто любит своего ребенок;

поменяйтесь местами те, кто часто играет с ребенком;

поменяйтесь местами те, у кого из ваших детей светлые волосы;

поменяйтесь местами те, у кого из вас день рождения зимой;

поменяйтесь местами те, у кого есть сыночки;

поменяйтесь местами те, у кого лапочки-дочки;

поменяйтесь местами те, кого из вас наказывали в детстве;

поменяйтесь местами те, кто когда-либо наказывал своего ребёнка;

поменяйтесь местами те, кто каждый день хвалит своего сыночка или лапочку-дочку.

- Как вы наверно заметили, когда я говорила о наказании и поощрении, никто не остался стоять на месте, значит, тема нашего сегодняшнего разговора для вас, я думаю, является актуальной и вы готовы к дальнейшему разговору.

(родители садятся и берут ручку и лист бумаги с таблицей)

- Так как же быть с наказанием и поощрением? Как это происходит в вашей семье? Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, перечислить все меры наказания и поощрения, которые вы используете в своей семье. Напишите в одной части, как вы наказываете своего ребёнка, а в другой – как поощряете. У вас есть несколько минут для того, чтобы вы выполнили эту работу. (Приложение № 1)

А теперь я попрошу зачитать, что у вас получилось. (Родители по желанию зачитывают).

В это время педагог-психолог кладёт в стаканы бусинки по кол-ву названных родителями наказаний и поощрений.

На столе стоят 2 прозрачных стакана (надпись на стакане отвёрнута от родителей). На одном написано «поощрение», а на другом – «наказание». Я буду класть в стаканы по бусинке за каждое наказание, которое вы написали и за каждое поощрение. А теперь посмотрите, какой стакан заполнен больше. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания, т. к. воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание, сколько положительное (поощрение) подкрепление.

Как вы думаете, что такое наказание? (Высказывания родителей)

Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребёнок не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения («Толковый словарь», В. Даля)

Слайд с определением наказания.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Пожалуйста, помните (не забывайте) следующее:

- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

А как вы относитесь к телесным наказаниям? (Ответы родителей).

- Телесные наказания детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Упражнение «Измятое лицо» (раздать шаблон лица ребенка)

- Какими словами мы чаще всего обижаете ребенка. Каждый из участников говорит слова и мнет «лицо», в конце шаблон разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе ребенка.

(Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка).

- Уважаемые родители, любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

5 объятий – для выживания,

10 – для поддержки,

15 – для роста и развития ребёнка.

3. Упражнение «Ты мой цветочек» (под музыкальное сопровождение)

А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? После того, как все представили это – нарисуйте этот цветок (всем раздается бумага, фломастеры, краски, карандаши).

(Далее родителям предлагается вырезать свой цветок, ориентируемся на время).

А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну», при это говорят о том, как они любят своего ребёнка)

Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные.

Так и наши дети все разные, и у каждого своя индивидуальность.

И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.

И если вы будете дарить детям свою любовь, то они непременно ответят вам взаимностью.

- Наши дети не всегда бывают послушны и порой родителям очень трудно держать себя в руках. Скажите, запрещаете ли вы что-нибудь своему ребёнку? Что конкретно вы им запрещаете делать?

- Как часто вы запрещаете своему ребёнку бегать, прыгать, громко разговаривать и т. д? (Ответы родителей)

4. Упражнение «Недетские запреты».

Я предлагаю одному из вас ненадолго стать ребёнком.

(Выбирается один участник и садится в центре круга на стул).

Другие родители по очереди подходят к «ребёнку» и говорят, что они запрещают ему делать, то, что участники чаще всего говорят своему ребёнку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот. «Не бегай!» - завязываются ноги и т. д.

После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую он завязал, и снимает запрет, т. е. говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остаётся. Например: «Не кричи, говори спокойно».

Затем проводится рефлексия родителя, игравшего роль ребёнка.

• Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

• Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

• Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Родители, играющие роль взрослого.

• Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребёнка?

• Что вам хотелось сделать?

• Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Воспитание состоит всё-таки не только из запретов, а в первую очередь из похвалы.

6. Упражнение «Хвасталки» (родители встают в круг)

Сейчас каждый из вас должен похвалить своего ребёнка. «Мой ребенок.» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка.

Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

(садятся)

Вы только что хвалили своих детей. Как вы думаете, что такое поощрение?

Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.

Поощрение ребенка, за что - то хорошее, укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь взрослым, поиграл с младшими братишкой или сестрёнкой. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания - «Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату, не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»

Примерами вредных похвал могут быть бесконечные восклицания любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Хвалите своих детей, но действуйте обдуманно и неторопливо.

7. Упражнение «Подарок своему ребёнку» (раздаю сердечки)

Я раздам вам сердечки, и на этих сердечках вы напишите слова, которыми вы можете похвалить своего ребёнка. Придя домой повесьте это сердечко где-нибудь на видном месте и обнимите своего малыша. Почаще смотрите на сердечко, читайте то, что вы написали. И помните, что ваш ребёнок самый замечательный, и вы очень любите его.

Заключительный этап.

Итак, уважаемые родители, нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (ответы родителей)

Психолог: Поощрения и наказания нужны. Только применять их надо умело. Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание лишь тогда, когда это действительно необходимо. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Рефлексия результатов встречи:

Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Я понял (а).

Мне понравилось.

Я почувствовал (а).

Я бы хотел (а).

10. Прощание при свече: Китайская притча «Ладная семья».

На экране?

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: — И мира тоже».

(Зажигаю свечу)

«Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.

Любите и берегите ваших детей.

А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, и дружно погасим свечу, оставив позади все наши негативные эмоции».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Вся правда о наказании детей» Вся правда о наказании детей. Надо ли наказывать малышей? Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребёнка за непослушание.

Консультация для педагогов и родителей «Пусть детям снова станет скучно» Пусть детям снова станет скучно «Мне скучно». Короткая фраза, которая тем не менее способна мгновенно погрузить родителя в чувство вины,.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Рисование для ребенка - это не только серьезный труд, но.

Консультация для родителей «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей» СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности для развития творческих.

Консультация для родителей «Популярные вопросы родителей при поступлении детей в детский сад» Сколько длится период адаптации к садику? Длительность этого периода зависит от самого ребёнка, от детей в группе, от воспитателей и от.

Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу» Цель: Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию у детей любви к родному городу. Чувство патриотизма так многогранно.

Консультация для родителей на тему «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей» ТЕма: "Роль родителей в формировании безопасного поведения детей".  За последние годы количество преступлений, направленных против детей,.

Сценарий праздника для детей средней группы «Снова осень за окошком» Снова осень за окошком. (осенний праздник для детей средней группы) (звучит музыка, дети входят в зал и встают полукругом) Ведущая. Музыкальный.

Фотоотчет о прогулке в группе раннего возраста «Снова солнечное лето! Снова вольная пора!»Фотоотчет о прогулке в группе раннего возраста «Снова солнечное лето! Снова вольная пора!» Вот и наступило долгожданное лето! Солнце проснулось и стало светить еще ярче. Прогулки на свежем воздухе укрепляют детский организм, доставляют.

Автор публикации:
Консультация для родителей «И снова о наказании детей»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 18:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «И снова о наказании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Махалкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД