Елена Васильевна Алексеева
Консультация для родителей «Вся правда о наказании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся правда о наказании детей. Надо ли наказывать малышей?
Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребёнка за непослушание. Но при этом прекрасно понимаете, что должны научить его определённым правилам поведения. Так что же делать, если малыш вас не слушается?
Наказание- это палка о двух концах. Она больно бьёт и по родителям, и по детям. Во - первых, когда вы наказываете малыша (даже за дело, а потом смотрите на него, крохотного и зарёванного, то неизменно испытываете чувство вины. А маленькие дети тонко чувствуют родительское настроение и быстро понимают, какую пользу можно извлечь из вашего раскаяния. В результате ребёнок начинает манипулировать вами.
Публикация «Консультация для родителей „Вся правда о наказании детей“» размещена в разделах
Кроме того, есть родители, которые придерживаются политики авторитарного воспитания. Они остро реагируют на каждое неповиновение малыша и стремятся быстрее поставить его на место. Ребёнок, конечно, затихает и со временем научится беспрекословно подчиняться. Но вырастет из него «затюканный» школьник. Такому будет трудно отстаивать своё мнение, проявлять инициативу, он станет бояться людей и ситуаций, как боялся когда-то вас. Впрочем, может случиться по- другому. За внешним послушанием скроется тот самый омут, в котором «черти водятся». Тогда плоды авторитарного воспитания начнут сыпаться на вас как раз в переходном возрасте- плоды увесистые и далеко не симпатичные. Неужели вы этого хотите?
РАЗУМНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА. Если малыш не слушается, вредничает, капризничает, это совсем не означает, что его плохое поведение надо оставлять без внимания. Конечно, меры принимать необходимо. Но они должны быть гуманными, направленными на то, чтобы помочь малышу измениться к лучшему. Ведь дети всегда готовы сотрудничать с близкими людьми. И уж если они идут им наперекор - на это есть причины. За каждым поступком ребёнка всегда кроется какой-то мотив. Поэтому сначала разберитесь, в чём дело, и только потом включайтесь в воспитательный процесс.
НАЙДИТЕ ПРИЧИНУ. У малыша до трёх лет истерики чаще всего случаются не из вредности (в отличие от детей постарше, а как следствие эмоциональных перегрузок и обыкновенной физической усталости. Кроха пока ещё не может контролировать свои чувства, поэтому его надо не наказывать, а пожалеть. Обнимите малыша, покачайте на руках. Может быть, он сразу и не успокоится, но будьте терпеливы, подождите. Только не надо его уговаривать: «Не кричи, прекрати».
Процесс воспитания не может обойтись без наказания. По сути, наказывая ребёнка, вы учите его отвечать последствия своих поступков. Соблюдайте несколько простых правил, и это позволит вам избежать чувства вины за то, что вы наказываете малыша, и его истерик из-за «несправедливости» окружающего мира и родителей.
Свод всех запретов не должен превышать семи пунктов. Это позволит малышу их как следует запомнить и выполнять. Представьте, что таких запретов более 20! Но так чаще всего и бывает. «Не ходи туда, не бери то, не… не… и т. д.» Ребёнок просто не в состоянии выполнить все без исключения ваши требования.
Запреты должны быть понятными малышу. Доходчиво объясните ему, почему нельзя играть у проезжей части или бить других людей.
Если вы что-то требуете от ребёнка, старайтесь сформулировать свою фразу в повелительном наклонении, объяснив, зачем это нужно. Например, просьба убрать игрушки может звучать так: «Через полчаса (10 минут) мы идём гулять (обедать, спать и т. п., поэтому убери, пожалуйста, игрушки на место».
Можно наказывать ребёнка лишением привилегий. Если ваш ребёнок ударил кого-то на детской площадке, и вы в наказание лишили его просмотра мультфильма вечером- это справедливо. Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание.
Главное, обязательно соблюдайте последовательность: то, что запрещено- запрещено всегда, и наказание за это последует в любом случае.
Наоборот, дайте ему выплеснуть отрицательные эмоции- и ему станет легче. А в следующий раз постарайтесь не доводить до такого взрыва. Замечайте у ребёнка первые признаки эмоциональной перегрузки и вовремя помогите ему расслабиться.
НАКАЗАНИЯ НЕ ПОНАДОБЯТСЯ, ЕСЛИ ВЫ…
1. Действуете в согласии с законами развития ребёнка. Например, позволяете ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
2. Умеете вовремя отвлечь, переключить внимание капризули.
3. Позволяете малышу узнать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть он потрогает весьма тёплый чайник и узнает, что об него можно обжечься)
4. Подаёте пример, выдавая нужную реакцию. Например, малыш старательно просовывает голову сквозь балконную решётку, а вы всем своим видом показываете, как испугались. Дети все перенимают от взрослых, и ваш карапуз отреагирует на свой поступок точно так же.
5. Устанавливаете мало запретов, но все они обоснованны и неотменяемы (никогда нельзя играть в мяч у дороги, никогда нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна).
6. Растолковываете малышу правила и запреты доступным для него языком.
7. Не просто запрещаете, но и показываете, как надо поступить («через дорогу можно переходить, только держа маму за руку»)
8. Делаете акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Например, вы с малышом приближаетесь к луже, и конечно, он постарается наступить туда. Можно сказать: «Не лезь в лужу!», а можно: «Вот молодец, обошёл лужу, и ноги сухие!»
9. Относитесь к своему ребёнку как к личности, и даёте этой личности проявляться свободно.
10. Создаёте необходимую среду для роста и развития (организуете творческий уголок с различными материалами для экспериментирования или устанавливаете простейшие снаряды для лазания, коврики, где можно вволю покувыркаться).
11. Не навязываетесь и помогаете, только когда ребёнок об этом просит. Не вмешиваетесь без крайней нужды в его действия, оставляете простор для самостоятельности.
12. Чётко определяете границы дозволенного, которые расширяются по мере роста ребёнка.
КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ
Ни в коем случае не наказывайте трудом. Это значит, что не нужно заставлять ребёнка убирать игрушки только потому, что он не захотел вовремя идти спать.
Физические формы «воспитания» тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете: ведь шлепки и подзатыльники унижают. Кроме того, когда ребёнку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Но ведь вам нужно взаимопонимание, а не покорность.
И уж, конечно,никогда не запугивайте ребёнка, угрожая ему: «Я не буду тебя любить…», «Уходи, ты плохой». Для любого малыша это самые страшные слова. А маленький человек ни при каких и ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.