Наталья Алыкова
Консультация для родителей и педагогов «Психология личности в неформальном объединении»
▼ Скачать + Заказать документы
Психология личности в неформальном объединении
Для подросткового возраста характерен высокий уровень конформизма, т. е. готовности к принятию групповых норм, изменению поведения или убеждений в соответствии с мнением группы как следствие реального или воображаемого влияния с ее стороны. Часто подросток испытывает подлинный страх быть отвергнутым референтной группой («быть не понятым», «остаться одному»).
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Психология личности в неформальном объединении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации позиция и мнение группы является определяющим для формирования установок и мировоззрения подростка. СМИ, семья, тем более школа значительно уступают по возможности влиять на сознание и поведение подростка. При этом защитные механизмы по отношению к влиянию и манипуляциям у подростков не достаточно сформированы, что связывается с несформированностью, неустойчивостью «Я» – концепции (И. Финько, С. Кривцова). Эффективность влияния и повышенная конформность в подростковом возрасте связана также с неразвитостью определенных личностных навыков : умение отказать, принимать критику и критиковать, принимать самостоятельное и ответственное решение и др., развитие которых, должно рассматриваться как важная цель образования.
Со стороны индивида конформизм – важный механизм социализации и адаптации ребенка в социуме.
Со стороны группы – один из важнейших механизмов поддержания ее целостности, единства ценностей, залог успешности в достижении целей.
Психологи различают внешний конформизм (уступчивость) – изменение поведения или убеждений в соответствии с мнением группы при личном несогласии с данным убеждением – и внутренний конформизм (одобрение) – сознательное и свободное изменение поведения или убеждений в соответствии с мнением группы.
Различают два вида влияния группы на индивида: нормативное и информационное.
Нормативное влияние: подчинением влиянию группы (принятие групповой нормы, с которым сопряжено получение (или страх потери) позитивного аффекта – признания, уважения группы.
Исследования показывают, что судимые ранее подростки в большей степени соотносили свое поведение с нормативными установками собственной субкультурной общности, им в большей степени свойственна ориентация на оценку их поведения в глазах значимого для них окружения. Такой мотив, как «мне не хотелось выглядеть так, как будто я боюсь это сделать», в данной категории респондентов упоминается почти в 7 раз чаще по сравнению с состоявшими на учете в полиции, в 3,5 раза чаще по сравнению с впервые совершившими преступление подростками.
Информационное влияние: подчинению влиянию группы вследствие принятия суждений других людей о реальности.
Так, например, в случаи нормативного влияния: подросток решает попробовать наркотик, чтобы заслужить уважения или избежать отчуждения (и даже наказания) со стороны группы, в которой употребление наркотиков является нормой. Если же мотив попробовать возникает как следствие рассказов «опытных» членов группы о «замечательных» эффектах наркотика (снятие стресса, возрастание сексуальной потенции, особые ощущения и т. д., то следует говорить об информационном влиянии.
Наряду с конформизмом важнейшим механизмом, обеспечивающим эффективность влияния, выступает имитация (подражание) – стремление воспроизводить (копировать) наблюдаемые формы поведения сверстников или взрослых, начиная от манер говорить, одеваться до отношения к алкоголю, наркотикам.
В основе подражания – важнейший для развития человека механизм научения через наблюдение (ролевое моделирование, подробно описанный в работах психолога А. Бандуры.