Бондаренко Татьяна Владиславовна
Консультация для родителей и педагогов по теме «Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей»
▼ Скачать
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.
При построении программы формирования и коррекции грамматического строя речи логопед опирается на «тенденции естественного (стихийного) овладения языком» (Арушанова А. Г., 1999).
Публикация «Консультация для родителей и педагогов по теме „Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей“» размещена в разделах
На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя языка основной целью является — развитие понимания слов, высказываний при изменении грамматической формы. Однако формирование навыка активного использования грамматических форм в речи, также как и самостоятельное их образование — цели более поздних этапов логопедической работы.
Важно, чтобы взрослый (логопед, воспитатель, родитель) не пытался обучить ребенка запомнить грамматическую форму каждого слова в отдельности, а сформировал у ребенка языковую способность к способу образования грамматической формы или нового слова, таким образом, у ребенка формируется способность к грамматическому (морфологическому) обобщению, а позднее — противопоставлению.
На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя у безречевых детей проводятся упражнения, направленные на:
— Различение существительных в исходной и уменьшительно-ласкательной форме.
— Различение единственного и множественного числа существительных с окончанием: «ы», «и», например: «муха-мухи»; «панама-панамы».
— Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.
— Понимание словообразовательных форм.
— Понимание и возможно употребление простых предлогов.
— Понимание категории рода.
— Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже.
— Формирование внутренней схемы высказывания, фразы.
Приведем примеры упражнений и игр.
Упражнение «Мяч-мячик». Взрослый предлагает ребенку изобразить руками мяч, стимулируя его к произнесению слова; затем — мячИК, взрослый выделяет интонационно суффикс — ИК, стимулирует ребенка к повторению слова. По инструкции взрослого: сделай мяч — сделай мячик, ребенок самостоятельно изменяет позу рук. При изображении маленького мячика руки расслаблены, а мяча — напряжены. Для упрощения задания можно попробовать с ребенком сжимать массажные мячики разного размера. Упражнение способствует формированию уменьшительно-ласкательной формы существительных, подготовке руки ребенка к письму.
Упражнение «Разноцветный сундучок». Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.
Игра «Дудим в дудку». Используется для ознакомления ребенка с понятиями «один» — «много». Взрослый предлагает ребенку подудеть в дудку один раз, затем много раз, сопровождая инструкцию показательными действиями. Эта игра, кроме того, подготавливает ребенка к усвоению ритмической структуры языка.
Игра «Театр теней». Используются заготовки из картона: три мухи, три паука, три кошки и т. д. В темноте взрослый включает настольную лампу, направляет ее на стену и демонстрирует ребенку сначала одну фигурку: «муха», затем несколько фигурок: «мухи». Стимулирует ребенка к показу, произнесению слов, после чего можно предложить ребенку поменяться ролями. Игра направлена на формирование грамматической формы множественного числа существительных.
Игра «Езда на машине». Ребенку предлагается прокатить машину (паровоз, самолет и т. п.) от одного предмета к другому. Взрослый формулирует четкую инструкцию, интонационно выделяя предлоги «ОТ» и «К», например: «Прокати машину ОТ куклы К слону»; «Прокати машину ОТ слона К кукле».
Игра «Теремок». Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается про вести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию : «Посади в дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог : «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».
Игра «Домики для животных». Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие — деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький — бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».
Игра «Покорми животных». Для игры понадобятся: вырезанные из любой плотной однотонной ткани фигуры (кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка). На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки — вторую часть кнопки. Взрослый предлагает ребенку «покормить друзей». Взрослый начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим (морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т. д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, взрослый заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Взрослый помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у» : морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры, если позволяют речевые возможности ребенка, взрослый побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».
Игра «Помой посуду». Взрослый вместе с ребенком моет посуду: миску, вилку, чашку. Во время мытья каждого предмета взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы, например, «Я мою миску» и т. п.
Игра «Вешаем одежду». Для игры понадобятся: разноцветные прищепки, одежда, бельевая веревка. Взрослый предлагает ребенку по инструкции развесить вещи для куклы сушиться, затем спрашивает ребенка: «Что ты повесил сушиться? Давай вместе скажем: я повесил майку».
Особое внимание логопедом уделяется формированию «сказуемости» речи (М. К. Шохор-Троцкая, 2002, которая заключается в регулярном употреблении таких слов, как «есть» (в смысле «существует», «нет» (в смысле «отсутствует», «да» (в смысле «согласен», «на» (в смысле «возьми», а также слов, тесно связанных с указательными жестами: тут, вот, там, сюда, здесь; а также другие слова ( междометия: «ах», «ух») предикативного характера, заключающие законченную мысль, не содержащие вещественного значения (М. К. Шохор-Троцкая, 2002). Тем самым формируется фраза : «Вот мишка», «Там собака» и т. п.
Как можно раньше желательно начинать использовать модальные глаголы, типа: буду, хочу, могу, поскольку они обладают большой побудительной мотивационной значимостью.
Игра «Рассади гостей». Используется с целью формирования умения строить последовательности, что способствует в дальнейшем формированию внутренней схемы высказывания. Взрослый предлагает ребенку рассадить кукол (машинки в гараже) по своим местам, сопровождая комментарием: Сюда — Петю; сюда — Катю и т. д. Затем взрослый снова собирает кукол в одном месте и предлагает ребенку самостоятельно рассадить кукол в той же последовательности. Когда ребенок рассадит кукол, взрослый предлагает раздать им чай и угощения: сначала чашки, потом блюдца, затем конфеты.
Игра «Свяжи картинки». Ребенку предлагается набор предметных и сюжетных картинок : ребенок совместно со взрослым называет картинки по очереди, затем взрослый выкладывает предметную и сюжетную картинку на белый лист бумаги, соединяет их стрелкой, побуждая ребенка к совместному произнесению двухсловной фразы. Например, на предметной картинке изображена : «оса», а сюжетная обозначает глагол «летит».