Приложение МААМ

Консультация для родителей и педагогов по теме «Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей»

Бондаренко Татьяна Владиславовна
Консультация для родителей и педагогов по теме «Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей»
▼ Скачать + Заказать документы

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.

При построении программы формирования и коррекции грамматического строя речи логопед опирается на «тенденции естественного (стихийного) овладения языком» (Арушанова А. Г., 1999).

Публикация «Консультация для родителей и педагогов по теме „Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей“» размещена в разделах

На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя языка основной целью является — развитие понимания слов, высказываний при изменении грамматической формы. Однако формирование навыка активного использования грамматических форм в речи, также как и самостоятельное их образование — цели более поздних этапов логопедической работы.

Важно, чтобы взрослый (логопед, воспитатель, родитель) не пытался обучить ребенка запомнить грамматическую форму каждого слова в отдельности, а сформировал у ребенка языковую способность к способу образования грамматической формы или нового слова, таким образом, у ребенка формируется способность к грамматическому (морфологическому) обобщению, а позднее — противопоставлению.

На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя у безречевых детей проводятся упражнения, направленные на:

— Различение существительных в исходной и уменьшительно-ласкательной форме.

Различение единственного и множественного числа существительных с окончанием: «ы», «и», например: «муха-мухи»; «панама-панамы».

— Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

— Понимание словообразовательных форм.

— Понимание и возможно употребление простых предлогов.

— Понимание категории рода.

Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже.

Формирование внутренней схемы высказывания, фразы.

Приведем примеры упражнений и игр.

Упражнение «Мяч-мячик». Взрослый предлагает ребенку изобразить руками мяч, стимулируя его к произнесению слова; затем — мячИК, взрослый выделяет интонационно суффикс — ИК, стимулирует ребенка к повторению слова. По инструкции взрослого: сделай мяч — сделай мячик, ребенок самостоятельно изменяет позу рук. При изображении маленького мячика руки расслаблены, а мяча — напряжены. Для упрощения задания можно попробовать с ребенком сжимать массажные мячики разного размера. Упражнение способствует формированию уменьшительно-ласкательной формы существительных, подготовке руки ребенка к письму.

Упражнение «Разноцветный сундучок». Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.

Игра «Дудим в дудку». Используется для ознакомления ребенка с понятиями «один»«много». Взрослый предлагает ребенку подудеть в дудку один раз, затем много раз, сопровождая инструкцию показательными действиями. Эта игра, кроме того, подготавливает ребенка к усвоению ритмической структуры языка.

Игра «Театр теней». Используются заготовки из картона: три мухи, три паука, три кошки и т. д. В темноте взрослый включает настольную лампу, направляет ее на стену и демонстрирует ребенку сначала одну фигурку: «муха», затем несколько фигурок: «мухи». Стимулирует ребенка к показу, произнесению слов, после чего можно предложить ребенку поменяться ролями. Игра направлена на формирование грамматической формы множественного числа существительных.

Игра «Езда на машине». Ребенку предлагается прокатить машину (паровоз, самолет и т. п.) от одного предмета к другому. Взрослый формулирует четкую инструкцию, интонационно выделяя предлоги «ОТ» и «К», например: «Прокати машину ОТ куклы К слону»; «Прокати машину ОТ слона К кукле».

Игра «Теремок». Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается про вести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию : «Посади в дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог : «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

Игра «Домики для животных». Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие — деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький — бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».

Игра «Покорми животных». Для игры понадобятся: вырезанные из любой плотной однотонной ткани фигуры (кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка). На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки — вторую часть кнопки. Взрослый предлагает ребенку «покормить друзей». Взрослый начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим (морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т. д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, взрослый заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Взрослый помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у» : морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры, если позволяют речевые возможности ребенка, взрослый побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».

Игра «Помой посуду». Взрослый вместе с ребенком моет посуду: миску, вилку, чашку. Во время мытья каждого предмета взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы, например, «Я мою миску» и т. п.

Игра «Вешаем одежду». Для игры понадобятся: разноцветные прищепки, одежда, бельевая веревка. Взрослый предлагает ребенку по инструкции развесить вещи для куклы сушиться, затем спрашивает ребенка: «Что ты повесил сушиться? Давай вместе скажем: я повесил майку».

Особое внимание логопедом уделяется формированию «сказуемости» речи (М. К. Шохор-Троцкая, 2002, которая заключается в регулярном употреблении таких слов, как «есть» (в смысле «существует», «нет» (в смысле «отсутствует», «да» (в смысле «согласен», «на» (в смысле «возьми», а также слов, тесно связанных с указательными жестами: тут, вот, там, сюда, здесь; а также другие слова ( междометия: «ах», «ух») предикативного характера, заключающие законченную мысль, не содержащие вещественного значения (М. К. Шохор-Троцкая, 2002). Тем самым формируется фраза : «Вот мишка», «Там собака» и т. п.

Как можно раньше желательно начинать использовать модальные глаголы, типа: буду, хочу, могу, поскольку они обладают большой побудительной мотивационной значимостью.

Игра «Рассади гостей». Используется с целью формирования умения строить последовательности, что способствует в дальнейшем формированию внутренней схемы высказывания. Взрослый предлагает ребенку рассадить кукол (машинки в гараже) по своим местам, сопровождая комментарием: Сюда — Петю; сюда — Катю и т. д. Затем взрослый снова собирает кукол в одном месте и предлагает ребенку самостоятельно рассадить кукол в той же последовательности. Когда ребенок рассадит кукол, взрослый предлагает раздать им чай и угощения: сначала чашки, потом блюдца, затем конфеты.

Игра «Свяжи картинки». Ребенку предлагается набор предметных и сюжетных картинок : ребенок совместно со взрослым называет картинки по очереди, затем взрослый выкладывает предметную и сюжетную картинку на белый лист бумаги, соединяет их стрелкой, побуждая ребенка к совместному произнесению двухсловной фразы. Например, на предметной картинке изображена : «оса», а сюжетная обозначает глагол «летит».

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов по теме «Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей»
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 22:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов по теме «Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей»» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Татьяна Владиславовна (УИ 243234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД