екатерина шитова
Консультация для родителей и педагогов «Использование кинетического песка в адаптации детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА
В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
К. Балдина
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну, а жить там будет. ежик!
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Кинетический песок
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
Детский сад - в понимании родителей будущих воспитанников - это место, куда ребенок идет с удовольствием, где играет, развивается, общается со сверстниками, где ему будет хорошо и комфортно. Но педагоги, работающие с детьми раннего дошкольного возраста понимают, что прежде чем это все осуществить, должен пройти самый трудный период для ребенка и родителей – социально- педагогическая адаптация к условиям дошкольной организации.
Адаптация в переводе от лат. Adapto – приспособляю, означает «приспособление».Педагогически организованный процесс восприятия воспитанниками опыта социальной жизни и познания социальных ролей, и является понятием «социально- педагогической адаптации».
Отрыв от мамы – это главное обстоятельство, провоцирующее стресс у малыша. Так же оставление его среди чужих взрослых заставляет переживать ребенка. До сих пор присутствие мамы создавало психологический комфорт, а теперь в детском саду необходимо самому приспосабливаться у новым условиям, требованиям и правилам.
По итогам наблюдения, слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и через более длительный срок после начала посещения ребенком детского сада, когда эффект новизны пройдет.
Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для малыша и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка. А одним из условий этого является управляемость данным процессом. Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, и всех сотрудников ДОУ.
Мой небольшой опыт работы с детьми младшего возраста позволяет мне оценить важность адаптационного периода, ведь от того как он пройдет, зависит формирование отношения малыша не только к детскому саду, но и ко всей его окружающей среде. Я думаю, каждый педагог пропускает через себя те чувства, которые испытывает ребенок, вновь пришедший в детский сад: это неуверенность, страх, непонимание окружающих.
Все это меня сподвигло искать новые методы и приемы, которые помогут ребенку пережить этот нелегкий для него период.
Мои первые малыши ушли уже в среднюю группу и вот новый набор и снова адаптация, хочется, чтобы она прошла быстро и безболезненно для моих деток.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: изотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Большую часть времени на прогулке с родителями малыш проводит в песочнице. Я заметила, что дети, выходя на прогулку в детском саду, сразу бегут к песочнице. Это и не удивительно, потому что песок – это первый природный материал с которым они знакомятся. И мне захотелось использовать песок, как одно из средств адаптации ребенка к условиям детского сада. В настоящее время есть много разновидностей песка, которые можно использовать в групповых помещениях детского сада.
Ни для кого не секрет, что одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Вот и я в своей практике, пусть и небольшой, стала использовать кинетический песок. Следует сказать, что даже при таком малом сроке это дало положительный результат. Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.
Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня нам хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Существует большой комплекс упражнений и игр с песком. В первую очередь нужно использовать игры на поверхности песка, погружать ручки в песок, оставлять отпечатки, пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой.
Наблюдая за детьми, обратила внимание, что, выполняя те или иные действия с песком, они как бы прислушиваются к себе, а порой и проговаривают свои ощущения.
Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице мы стабилизируем эмоциональное состояние. А также учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивного общения.
Поскольку в период адаптации не всегда удается выйти с детьми на групповой участок (причиной может быть плохая погода, то работа с песком может осуществляться в группе.
В нашем дошкольном учреждении такую работу целенаправленно осуществляю я. В группе специально оборудовано место для работы с песком :
Водонепроницаемый деревянный ящик, размер – 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. По бокам он снабжен ручками для удобства транспортировки. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно подноса символизирует воду, а борта – небо. Песок задает символическую «линию горизонта». Обычно им заполняется меньшая часть ящика, примерно.
2. Набор игрового материала:
Разнообразные пластиковые формочки;
Миниатюрные игрушки (высота 5 – 10 см, изображающие людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер – сюрпризов» и др.
Набор маленькой мебели, посуды.
Бросовый и природный материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,пробочки, каштаны.
Санитарная обработка игрушек осуществляется 1 раз в день мыльно – содовым раствором (200г. на 10 литров воды, затем игрушки ополаскиваются в проточной воде и просушиваются.
С чего, когда и как начать работу с песком?
Для того, чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, я провожу игры с песком сразу после прихода детей в детский сад. Так как, именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями.
Работа с песком начинается со знакомства с песочницей, правилами поведения и с ее обитателями.
Игрушкой – посредником в играх с песком, может ….Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку используют только в песочнице, именно через нее объясняю детям правила поведения, запреты и поощрения. Со своими детьми использую песочных человечков (фото человечков на слайде). Песочные человечки приглашают детей к себе в гости, в песочницу. Предлагаю детям внимательно рассмотреть саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана, указываю на символическое обозначение неба, воды и земли.
Занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом приветствия и прощания. Мы здороваемся и прощаемся …
Надо отметить, очень важна внутренняя готовность к работе с ребенком. У вас должно быть спокойное, уравновешенное состояние. Так как ребенок, чутко реагирует на малейшие изменения вашего настроения.
Перед тем как приступить к играм с песком, сообщаю ребенку (от лица песочных человечков) правила поведения в песочнице. (так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы). (правила на слайде).
Далее знакомлю детей со свойствами кинетического песка, обучаю простым действиям на его поверхности.
На данном этапе работы весь игровой материал ребенку я не предлагаю, так как он должен освоить в начале простые манипуляций с песком с помощью рук, также можно предложить ребенку лопаточки, формочки.
Вначале я показываю ребенку способ действия с песком, а затем предлагаю ему выполнить это действие самостоятельно.
На этапе прикосновений к поверхности песка, я использую такие игры упражнения как:
. "Отпечатки наших рук" На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной
Упражнение "Необыкновенные следы" ;"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение "Змейки"; "Ползут змейки" – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Хочется отметить что, если игра не утомительна для ребенка и позволяет режим учреждения, она может перетекать в спонтанное русло и быть более продолжительной по времени. Так же важно знать, для того чтобы, получить максимально положительный эффект от игр с песком, важно учитывать желание детей, их настроение, и индивидуальные особенности. (при проведении первых игр с песком не обязательно придерживаться строгой структуры занятия).
Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка на песок. (когда он с ним действует). В случае проявления у ребенка негативного отношения или усталости игру нужно завершить. (пример из практики, о негативной реакции ребенка на песок).
После того как дети освоят простые манипуляции с песком, далее знакомлю деток с коллекцией фигурок. Ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку, которую далее мы обыгрываем в песке. В песке можно обыгрывать любые ситуации (тяжело расстается по утрам с мамой). А полученный в песочнице опыт, ребенок со временим переносит в реальную жизнь. Здесь можно использовать такие игры :
Песочный круг.
Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».
«Норки для мышки»
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Подбери слово» или «Какой, какая, какое?»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными
«Сказочные сюжеты».
Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения.
«Моя семья».
Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
Тактильная разминка. ( в ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: пересыпают песок из ладошки в ладошку; зарывают поочередно ладошки в песок; растирают песочек между ладошками; возят ладошками по песку)
Создание сказочной ситуации. (в ходе создания сказочной ситуации можно использовать фигурки для инсценировки).
Практическое задание по сюжету. (дети самостоятельно выполняют упражнения на песке).
Поощрение детей за помощь песочным человечкам. (похвалить детей за помощь человечкам, отметить, как важно приходить в детский сад, где детей ждут песочные человечки со своими песочными приключениями).
Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста, доверие к воспитателю. Мой опыт использования «Песочной терапии» доказывает, что она является очень эффективной в адаптации. А самое главное, что результат заметен сразу в совместной деятельности педагога с детьми. Ребенок проявляет свои личностные качества, раскрывается перед воспитателем, а это уже первый шаг к его легкой адаптации.