Козлова Екатерина
Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению к школе»
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
Приблизительно за год до поступления ребенка в школу многие родители
будущих первоклассников начинают испытывать значительное
беспокойство, и даже страх: вдруг ребенок будет плохо учиться? Школа - это
действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. А
Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребенка к обучению к школе“» размещена в разделах
вот создать у ребенка положительный настрой на школу - это уже задача
взрослых и прежде всего родителей. Как же этого можно добиться на
практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе или нет?
Многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого
термина, как «готовность к школе». Готовность к обучению в школе
рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная
характеристика ребенка. В качестве критериев подготовленности ребенка к
школе можно принять следующие показатели:
1. социально-коммуникативная готовность,
2. интеллектуальная готовность,
3. эмоционально-волевая готовность,
4. личностная (в том числе мотивационная) готовность,
5. физиологическая (физическая) готовность,
6. речевая готовность.
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет
фундамента, которым является сформированность перечисленных критериев,
то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение
счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
1. Под Социально-коммуникативной готовностью к школе понимают
сформированность качеств, благодаря которым ребенок мог бы общаться с
другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети
заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими
способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы
умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение
уступать и защищаться. Ребенок должен обладать, несомненно, навыками
общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Таким
образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в
общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской
группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного
обучения.
2. Кроме Социально-коммуникативной готовности требуется наличие
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ Вашего ребенка к школьному
обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об
окружающем мире - это определенная функциональная зрелость структур
головного мозга и развитость определенных качеств познавательной сферы
(логическое мышление, логическое запоминание; это способность уловить
основные связи между явлениями (аналитическое мышление, развитая речь,
концентрация и распределение внимания, дифференцированное восприятие:
умение выделить фигуру из фона, мелкая моторика руки и зрительно-
моторная координация (умение воспроизводить образец, т. е. взаимосвязь
глаза и руки). В содержание интеллектуальной готовности включают не
только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень
развития познавательных процессов; высшие формы наглядно-образного
мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в
самостоятельную цель деятельности.
3. Эмоционально -волевая готовность к школе - это :
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание
отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение
учебного дня. Произвольная регуляция внимания.
Умение продлить действия, приложив к этому усилия. Умение
ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в
разговоре). Сформированность не боязни трудностей.
Отдельное место в структуре эмоционально-волевой готовности к школе
отводится ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое
внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как
следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие
или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если
он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного
интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо
выработать к моменту поступления в школу. Произвольность - это умение
регулировать свое поведение, способность действовать в ритме всего класса,
подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности (т. е. это когда
обращаются не лично к ребенку, а к классу в целом: «Напишите,
посчитайте»). Также произвольность – это возможность достаточно
длительное время выполнять не очень привлекательное задание и умение
выполнять зрительно представленное задание самостоятельно (начните
рисовать орнамент, а затем попросите ребенка продолжить, глядя на
образец). Хорошая диагностика: предложите ребенку нарисовать четыре
кружка. Затем раскрасить три желтым цветом, один - синим. Если ребенок
разукрашивает всеми цветами, комментируя, что «так красивее» - уровень
произвольности пока не высок. Таким образом, эмоционально-волевую
готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель,
принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его
реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность
психических процессов.
4. Немаловажную роль играет и Личностная (Мотивационная) готовность к
школе, которая выражается в:
Принятии новой социальной позиции.
Позитивном отношении к школе, учителям, учебной деятельности,
самому себе. Развитии познавательных критериев, любознательности.
Развитии желания ходить в школу.
Произвольном управлении своим поведением.
Объективности самооценки.
Потере «детскости», непосредственности.
Необходимо отметить, что для дошкольников характерна завышенная
самооценка, это норма (например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик,
потому что он тяжелый», а не «Я слабый»); у младшего школьника она
может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не должна быть
заниженной - «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный».
Рассмотрим МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ к школе, т. е. наличие у
детей желания учиться. Мы с вами знаем, что желание пойти в школу и
желание учиться существенно отличаются друг от друга. Рассмотрим виды
мотивов обучения в школе.
1. Учебный мотив "хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать
другим, потому что мне нравится учиться"; если до школы у ребенка не
было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке, то
и учебного мотива не будет.
2. Познавательный мотив "мне учиться интересно, там много узнают нового,
много рассказывают"; одного такого мотива недостаточно для
мотивационной готовности т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза
жизни не интересна.
3. Позиционный мотив "хочу заниматься важным, значимым делом, "как
взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"; этот мотив связан с
изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра
кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
4. Игровой мотив "хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят,
там весело"; часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего
любит переменки).
5. Социальный мотив "учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать
себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься";
в данном случае ребенок повторяет социально одобряемый вариант, который
не является его собственным, внутренним.
6. Внешние (для учебного процесса) мотивы. их может быть множество,
например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому
что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)",
"потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.
Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка
можно с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые
к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они
пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.
Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а
также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из
школы, приветствия учителя.
5. Что понимается под Физиологической готовностью к школе? Это
общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный
тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие
нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в
стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений
кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка : степень ее
возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние
здоровья. Обязательно нужно заботиться о здоровье ребенка : обучение в
школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому
так важна физическая подготовленность.
6. Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Готовность или
неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется
уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи
речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.
Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он
сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько
хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении
абсолютно всех предметов. Итак, что же входит в понятие «Речевая
готовность к школе»? Для успешного овладения чтением и письмом у детей
до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие
компоненты речи:
1) Умение слушать и слышать других.
2) Звуковая сторона речи.
Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:
- умение правильно произносить все звуки речи;
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой
наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);
- говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.
3) Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).
Итак, мы рассмотрели основные аспекты подготовки ребенка к школе,
раскрыли главные характеристики необходимого данному возрасту развития
и основных компонентов готовности к школьному обучению. В заключение
приведем общие рекомендации для ежедневно общающихся с будущим
первоклассником взрослых.
Простые рекомендации.
Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».
2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.
3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным, а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.
4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.
5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ. Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.
6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ. Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила : как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).
7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ. За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.
8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ. Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.
9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР. В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.
10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ. Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание.
Не стоит торопиться и отдавать ребенка в школу, как можно раньше. Гораздо лучше сначала подготовить ребенка, дать ему дорасти, чтобы в школе он спокойно и уверенно справился с учебными нагрузками, стал успешным учеником.