Ирина Анатольевна Чудакова
Консультация для родителей «Гигиенические основы воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - Центр развития ребенка –детский сад №178
«Облачко»
«Гигиенические основы воспитания детей»
Подготовила:
Чудакова И. А.
г. Ульяновск
Публикация «Консультация для родителей „Гигиенические основы воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Гигиеническое воспитание тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Строится оно с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:
1. Навыки личной гигиены – любить чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальными предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
2. Навыки культурного поведения – не кричать, вежливо попросить, то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы (желания); не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на место игрушки, книжки после действий с этими предметами; здороваться и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны уступать место девочкам; проявлять заботу о младших.
Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?
1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов. С первых месяцев жизни ребенка постоянное повторение в течение суток одних и тех же процессов, совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения – все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных действиях у детей легко формируются культурно-гигиенические навыки.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению белее примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если ребенок уже чему – то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.
3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребенок находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т. е. не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.
4. Методика или приемы гигиенического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей возрастной группе. Если в первые годы жизни многократные совместные действия взрослого и ребенка, показ, обучение при помощи слова, то после трех лет уже обоснование требований, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.
5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в дошкольном учреждении и дома, должны быть согласованными. Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенка примером во всех его действиях и поступках.
6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков : почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и др.
Какие средства гигиенического воспитания дошкольников следует использовать дома?
1. Условия, способствующие усвоению и закрепление навыков; дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки, постельными принадлежностями и полотенцами (при обязательной смене их не реже одного раза в неделю); умывальники, мебель должны соответствовать росту детей.
2. Наглядность в обучении: рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, игрушек, кинофильмов, наборов открыток.
Эффективным средством обучения гигиенических навыков является игра. В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но для этого взрослые следят за содержанием игры, включая в нее элементы гигиенических знаний. Например, в распространенной игре «Дочки-матери» должно быть усвоено большое количество конкретных навыков: обязательное мытье рук перед едой; как правильно чистить зубы (в том числе и перед сном, опрятно раздеваться и одеваться;
умение пользоваться столовым прибором, салфеткой; убирать со стола, в комнате; укладывать на место книги, игрушки и др.
Важно помнить, что формировать тот или иной навык надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью ребенка, привычкой поведения.