Евгения Владимировна Немцева
Консультация для родителей «Формирование у ребенка 3–4 лет представления о себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у ребенка 3 - 4 лет представления о себе
Ребенок с помощью взрослого знакомиться с такими сферами действительности, как:
• представление о себе («я сам»);
• представление о других людях и об отношениях между ними («мир людей и человеческих отношений»);
• представление о рукотворном мире («предметная среда»);
• представление о нерукотворном мире («природа»).
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у ребенка 3–4 лет представления о себе“» размещена в разделах
Многие психологи полагают, что в возрасте 3 -4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учиться управлять свои телом, но и стремиться оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.
Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире.
Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как о члене коллектива.
Для того чтобы ребенок ощущал себя неповторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе :
• о своем физическом облике – строении тела;
• об имени;
• о росте;
• о половой принадлежности, о различиях в поведении мальков и девочек.
Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.
Содержание работы с детьми 3 – 4 лет
1. Ребенка очень интересует, как он устроен.
Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый» и «хороший» являются синонимами. Если ребенок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребенка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такое высказывания трехлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».
Приемы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало, по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимание на то, какие они у него красивые, умелые, веселые, ловкие и т. д. ; стихи с движениями «Шла коза по лесу…»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.
2. Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.
Приемы: «Волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой-альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М. Мурр.
3. Отнесение ребенком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
4. Положительное отношение ребенка к своему имени.
5. Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад (организуются праздники, дни рождения, именины группы, чаепитие с родителями, подходящие торжества, из которых складываются свои традиции). Традиции, название группы, её символичное обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими.
Литература: С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду.