Елена Козлова
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста посредством использования музыкальных игр"
«Здоровье детей – важнейший труд педагога. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной необходимостью, это связано с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы семьи. От уровня психического и физического состояния населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, а также создание здоровьесберегающей среды.
Из чего же складывается здоровье?
50% - образ жизни;
20% - наследственность;
20% - окружающая среда;
10% - система здравоохранения.
Фундаментом здоровья дошкольников становится формирование нравственных качеств ребенка: доброта и дружелюбие, выдержка и целеустремленность, смелость и оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования и способность чувствовать себя счастливым, вера в собственные силы. В связи с этим необходимо формировать у каждого ребенка чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, своих творческих возможностей. Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Мощное положительное влияние музыка оказывает на детей-дошкольников.
Музыка для детей - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ освоения ребенком социального опыта.
По утверждению психолога Г. С. Тарасова, игра - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым - задача взрослых.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» дается следующая классификация музыкальных игр для дошкольников: игры, развивающие музыкальный слух; чувства ритма; способствующие восприятию музыки посредством движений; синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности; музыкально-игровые композиции.
К ним относятся:
подвижные игры;
хороводные игры;
игры с пением;
народные игры;
театрализованные игры;
речевые игры;
музыкально-дидактические игры.
Музыкальные игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
А также оказывают положительное влияние на формирование организма детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы, улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков, улучшение телосложения, выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь, развитие двигательной и музыкальной памяти, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Физиологический аспект: связан с исследователями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и других, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмичных движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Психологический аспект: музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Педагогический аспект: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В ходе игры, осваивая знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью, учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.
Можно выделить 3 группы музыкальных игр:
І группа - игры на развитие внимания.
ІІ группа - игры на развитие памяти.
ІІІ группа - игры на развитие мышления.
Каждая группа имеет педагогическую направленность.
Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту реакции.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведение в памяти.
Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий - сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой материал, игровой замысел, правила.
По форме проведения игры подразделяются на:
Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя все стороны музыкально-слуховых представлений.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением.
Цель этих упражнений - подготовить тело ребенка к воспроизведению действий. Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.
Совместные музыкальные игры позволяют развивать у детей навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учат дружить, делить с другими успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Такие игры формируют у дошкольников понимание своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.