Людмила Анхимова
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
"…есть пятьдесят способов сказать "да"
и пятьсот способов сказать "нет", в то
время как написать это слово можно
только один раз. "
(Дж. Б. Шоу)
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Что же это такое, интонационная выразительность речи?
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску). С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания.
Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности.
Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.
Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.
Обычно интонационной выразительностью дети овладевают к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Но как показывает практика, зачастую речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. При этом важно понимать, что недостаточная интонационная выразительность отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.
В дошкольном учреждении коррекционная работа с детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, мелодики, ритма, темпа, силы и тембра голоса. Вместе с тем, эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у дошкольников.
Что же поможет родителям сделать речь ребенка выразительной?
Прежде всего – это выразительное чтение сказок, стихов, других литературных текстов. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле аудиосказки, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров или прочитать диалог из сказки в лицах (по ролям).
Полезно использовать специальные упражнения способствующие развитию интонационной выразительности речи детей.
1) Предлагаем ребенку произнести небольшое предложение с разной интонацией: удивленно, недовольно, испуганно, радостно, грустно. Например, «Дождь идет», «Солнышко светит», «Мальчик бежит».
2) Предлагаем ребенку придумать и задать как можно больше вопросов по картине.
3) Предлагаем ребенку произнести любую фразу как мышка (птичка) повышая тон голоса, затем как медведь (слон) понижая тон.
4) Предлагаем ребенку произнести слово (предложение) изменяя силу голоса (тихо-громко).
5) Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок научился говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Предлагаем ребенку произнести любую фразу, сначала в медленном, затем в быстром темпе.
И, конечно же, по влиянию на выразительность речи, почетное место принадлежит театрализованной деятельности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления, при этом стремитесь использовать все доступные ребенку средства интонационной выразительности речи.