Галина Сильнова
Консультация для родителей «Двигательная активность — важнейший компонент образа жизни и поведения дошкольников»
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Публикация «Консультация для родителей „Двигательная активность — важнейший компонент образа жизни и поведения дошкольников“» размещена в разделах
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной деятельности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки в НОД с умственной нагрузкой и т. д.
В весенне-летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Длительность гимнастики для детей 2-4 лет – 4-6 минут, для 5-6 лет – 8-10 минут.
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения на занятиях по рисованию, лепке и других за столом, следует предусмотреть
проведение физкультминуток с целью переключения ребенка с умственной
деятельности на физическую. В комплекс, рассчитанный на 2-3 минуты, следует включать знакомые детям упражнения для крупных мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например мышц шеи и кистей рук. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать ему мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды деятельности двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом
закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К ним относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва
между НОД при открытых окнах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на прогулке, прогулки – походы, корригирующая гимнастика в сочетании с игровым массажем.
Второе место в двигательном режиме детей занимает ООД по физической культуре – как основная форма обучения двигательным умениям и навыкам, физического развития детей. Физкультурные занятия, которые обязательны для всех здоровых воспитанников, проводятся круглый год три раза в неделю, два раза в помещении и один раз на воздухе.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостояте- льная деятельность является важным источником активности саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.
Необходимо также запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование. Важно создать необходимые условия для игр детей по желанию: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр, вынести на улицу необходимое для двигательной активности оборудование. На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме этого, рекомендуется наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Наряду с перечисленными видами деятельности по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям и кружковой работе.
Вышеописанные виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений,досугов, интересных двигательных прогулок, способствуют физическому развитию детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению здоровья. Вечером, перед уходом детей домой, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения с предметами и т. п.
Список использованной литературы:
1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: методическое пособие / Е. Н. Вавилова. - Москва, Просвещение, 2001. – с. 89.
2. Вохмянина М. Н. Модель сохранения здоровья дошкольника / М. Н. Вохмянина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 1. – С. 71 – 75.
3. Макарова Л. И. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма / Л. И. Макарова // Инструктор по физкультуре. – 2010. –№ 2. – С. 12 – 15.
4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М. : Мозаика - Синтез, 2000. – 256 с.