татьяна фомина
Консультация «Двигательная активность детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Публикация «Консультация „Двигательная активность детей в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ДОУ
С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек).
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что это совместная деятельность, а не прямое руководство.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия должны чередоваться с более спокойной деятельностью.
В группе организовано пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
С удовольствием дети играют в такие малоподвижные игры как: «У кого мяч?», «Сделай фигуру», «Съедобное- несъедобное» (Слай1)
В нашей группе имеется физкультурный уголок, для увеличения самостоятельной активности детей (Слайд 2)
Дети свободно и с удовольствием используют атрибуты уголка: (СЛАЙД)
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети отдают предпочтение активному времяпрепровождению : значительно возрастает интерес детей к подвижным играм; снижается спонтанная двигательная активность; повышается продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Отдают предпочтение таким играм: (слайд)
"Поймай мяч"
«Хождение по канату»
«Кольцеброс»
«Боулинг»
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводим физкультурные минутки. (Слайд) Так же проводим разнообразную гимнастику для пальчиков, например, «Гвозди», «Рыбки в пруду», «Мы писали», «Алые цветы», «Наши пальчики писали и немножечко устали…» Кто же не знает стихотворения этой детской физминутки! Но разрядку нужно давать не только пальчикам. Ведь, кроме них, трудились и наши глазки. Гимнастика для глаз (Слайд)
В перерывах между занятиями - динамическую паузу. Она улучшает кровообращение всего организма, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния, такие как, «Дни недели», «12 месяцев», «Деревья в лесу»и др. (Слайд)
(СЛАЙД)
Широкие возможности дает прогулка для осуществления физического развития детей. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной и разносторонней двигательной деятельностью.
Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление, память, ориентировка в пространстве.
Понаблюдав за детьми на прогулке, можно заметить, что не все одинаково активны. Поэтому, проводя физические упражнения и подвижные игры, надо стараться охватить двигательной деятельностью всю группу. При этом обязательно учитывать особенности каждого ребенка и учитывать возраст.
Для развития основных движений широко используются естественные препятствия. Например, перешагнуть через замерзшую лужу, кочку. С удовольствием дети метают снежки. Полезны для детей игры в мяч (ловить, бросать, катать мяч). Для развития движений очень полезны подвижные игры. (СЛАЙД)
В одних нужно убегать, в других прыгать, есть игры, где чередуются разные движения. В игре «Поезд» дети, идя друг за другом, двигают руками, подражая движениям колес паровоза. Когда воспитатель скажет: «Поезд идет быстрее», дети бегут. «Остановка!»- все выходят погулять, наклоняются, собирая цветы, ягоды, грибы. На прогулке важно стимулировать те движения, которые в повседневной жизни встречаются редко. Например, подпрыгнуть как можно выше- «Достань бабочку». Подвижные игры ценны тем, что они коллективны, дети привыкают играть вместе, дружно, выполнять установленные правила. Мы можем придумать много игр, понятных и интересных детям. Всеми играми необходимо руководить. Если кто-то из детей неправильно делает движения, надо показать или рассказать им, как следует выполнять эти движения. Вхождение ребенка в образ персонажа подвижной игры повышает его интерес к игровому действию, позволяет выполнять движения с большим удовольствием. Игра станет эмоциональнее, если малыш наденет шапочку, подвеску на грудь, то есть будет иметь конкретный символ, образу которого подражает в своих действиях.
Если на улице холодно, сыро, то игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей)
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.