инна чумаченко
Консультация для родителей дошкольников «Мелкая моторика пальцев рук и развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё до нашей эры в Китае. Физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях.
Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоровительную методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органычеловека, рефлекторно связанные с ними.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Мелкая моторика пальцев рук и развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Массаж занимает 5-10 минут, 3-4 раза в день.
1. Круговые движения ладонями. Сжимайте орех с небольшим усилием, постепенно увеличивайте его.
2. Перекатывайте один орех через другой или вращайте их по плоскости ладони друг за другом: в правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против.
3. Перекатывайте карандаш между ладонями, до появления приятного тепла. Растереть тыльную поверхность кистей и внутренние стороны каждого пальца.
4. Не заточенным концом надавливать на болезненные точки круговыми движениями 1-2 минуты.
У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У детей, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Таким образом, одной из задач в коррекционной работе с детьми является развитие мелкой моторики пальцев рук.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используют разнообразныеприемы:
• Пальчиковая гимнастика;
• Самомассаж пальцев рук прищепками;
• Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
• Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);
• Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;
• Шнуровка на различных предметах;
• Застегивание пуговиц, молний, крючков;
• Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на шнурок, леску;
• Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
• Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
• Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
• Изготовление бус из разноцветных скрепок.
• Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
• Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
• Лепка из соленого теста.
• Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)
• Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Опыт работы педагогов показывает, что использование упражнений,
игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук даёт положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.