Вера Букреева
Консультация для родителей дошкольников «Книги — источник развития речи детей: когда, как и что читать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Книги – источник развития речи детей : когда, как и что читать?
(Ценные советы от учителя-логопеда)
Зачем нам нужны книги? С их помощью мы развиваем так называемое
«эйдетическое чтение», при котором печатное слово вызывает внутренний
видеоряд; постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины,
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Книги — источник развития речи детей: когда, как и что читать?“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
нарисованные автором, у него появляется связь между словом и внутренними
образами, развивается фантазия.
Когда читать?
Будет неплохо, если вы начнете с произведений А. Барто или К.
Чуковского. Сначала рассказывайте наизусть «Телефон», «Муху-Цокотуху», а
потом и др. стихотворения и рассказы. Приступать к совместному «чтению»
лучше до полугода, когда ребенок еще не так много внимания уделяет ползанию
и ходьбе. Книгу держите перед ним, желательно, чтобы страницы были
побольше, с крупными иллюстрациями; изображения должны быть похожи на
реальные предметы.
Что читать?
Помните, что книги лучше выбирать такие, с которыми малыш может сам
справиться, например, открыть-закрыть, перенести с одного места на другое,
перевернуть страницы.
Когда ребенок подрастет, ему будет легко заучивать стихи.
Не забудьте и про фольклорные произведения. Начинайте с ритмических,
потом переходите к простым сказкам – «Курочке-Рябе», «Репке» и т. д. Чуть
позднее подойдет Маршак (обычно не раньше двух лет, сказки А. С. Пушкина,
ближе к школе – Даниил Хармс, Борис Заходер и др. Никогда не говорите : «Тебе
еще рано, вот подрастешь.», если ребенок проявил интерес. Кстати, дети
любят подражать, и если малыш часто видит вас с книгой в руках, успех
обеспечен.
Как читать?
Не обязательно читать сразу весь текст, важно научиться в соответствии с
возрастом ребенка упрощать сюжет, отбрасывать «ненужные» детали. Для
годовалого ребенка пусть это будут 3 – 4 предложения «с показом» : «Вот баба,
вот колобок, а это кто, зайчик?» Со временем пусть ребенок сам показывает в
процессе вашего чтения, а вы используйте детали. Стихи (их упрощать не надо)
выбирайте с повторами. После полутора лет ребенок вполне может вставлять
простые пропущенные словечки в любимые стихи.
Если вы все-таки упустили время – малыш подрос, а с книгами не
подружился, придется проявить терпение. Предоставьте ребенку свободу. Если
он начал листать книгу, привлеките его внимание к той или иной картинке,
называя, что на ней изображено: «Вот мишка». Потом фиксируйте внимание на
деталях: «Видишь, у него бочонок с медом», потом перескажите текст,
показывая героев и предметы, затем прочитайте подписи под картинками, а в
заключение – сказку полностью. Внимательно следите за утомляемостью
ребенка, заканчивайте немного раньше, чем он устанет. Как только заметите
признаки утомления, переключите внимание ребенка на другой вид
деятельности. И пусть чтение всегда будет праздником! Берите в руки книгу,
когда вы оба пребываете в хорошем настроении, когда у вас есть достаточно
времени. Не читайте наспех, если куда-то торопитесь. Ведь крайне важно, КАК
именно вы будете читать. Часто взрослые читают слишком быстро или слишком
медленно – ребенок либо ничего не поймет, либо устанет долго сидеть.
Радуйтесь вместе с героями, помогите ребенку ощутить ритм, который
заложен в стихотворении, отстукивайте его ладошкой или ногой, изображайте
то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк и т. д.
Почувствуйте себя ребенком.
Читаем вслух
Читайте вслух как можно больше и дольше (даже когда ребенок уже умеет
читать сам). Если систематически читать ребенку вслух, у него развивается
логическое мышление: он усваивает структуру произведения и законы развития
сюжета, формируется умение слушать, малыш узнает новые слова, многому
учится. Даже если он просит вас почитать все время одни и те же книги, это не
значит, что они не дают ничего нового, хорошо известные герои путешествуют
с ребенком в его фантастическом мире, развивается образное мышление. Дети,
которым ежедневно читают вслух, задают по книгам 10 – 15 тысяч вопросов в
год. А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать.
Запишитесь вместе с ребенком в библиотеку. Там он сможет сам выбирать
книги и вообще почувствует себя «большим, взрослым».
Бывает, что ребенок отказывается слушать, когда ему читают.
Чем это можно объяснить?
1. Ребенок устал или болен, в данный момент хочет заняться чем-то другим, вы
отвлекаете его от интересной игры и т. д. Попробуйте выбрать для чтения
другое время.
2. Нужна книга с другими иллюстрациями, другого автора, более простая для
восприятия, другого жанра или на другую тему. Интересуйтесь вкусами
ребенка. Пусть он сам выберет книгу в магазине (из двух-трех, которые вы
ему предложите).
3. Возможно, ваш ребенок еще не дорос до «прозы» или полного прочтения
текста (попробуйте произведения в стихах или частичный пересказ).
4. Вы плохо читаете (скучно, монотонно, быстро и т. п.).
5. Ваш ребенок непоседа (в данном случае начинать нужно с малого и
постепенно увеличивать время).
6. Во время чтения вам не удается установить с ребенком тесный контакт (вы
постоянно отвлекаетесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с
другими членами семьи). Если вы не будете разрушать возникающее чувство
близости, ребенок вряд ли откажется от совместных занятий с книгой.
7. Вашему ребенку просто нужна новая книга, «старые» надоели.