Ольга Кормщикова
Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика?
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата : языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Публикация «Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика?» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает :
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики и выполнению упражнений детьми в каждом возрасте будут различными. К детям от 1 до 3 лет объем требований невелик, нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки, для развития и совершенствования движений органов артикуляционного аппарата. В возрасте 4-5 лет для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, усложняются, совершенствуются. Если вашим деткам уже исполнилось 5-7 лет, то нужно следить за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.
Как тренировать артикуляционный аппарат :
Для формирования воздушной струи – играйте с малышом на губных музыкальных инструментах, надувайте шарики и мыльные пузыри, свистите в свисток, дуйте на одуванчики.
Для увеличения подвижности губ помогут упражнения – «Хоботок», «Заборчик», «Окошечко».
Упражнения для подвижности языка– «Иголочка» «Наказать язычок», «Лопаточка» «Вкусное варенье», «Часики», «Качели».
Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка
Если у ребенка движения точные, устойчивые (то есть, когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, плавные (то есть, без подергиваний, дрожания, напряжения в органах артикуляции, то каждое упражнение выполняем 3 раза.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед новым движением, что позволяет взрослым проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Из выполняемых упражнений новыми могут быть одно – два, остальные остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал.
Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. Для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков у детей младшего дошкольного возраста можно проводить упражнения, которые соответствуют закономерности усвоения звуков детьми. Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам. Так первыми появляются гласные и простые согласные. На основе звуков Т, Т` идет формирование свистящих звуков, на основе свистящих, усваиваются шипящие звуки, далее соноры. Опираясь на эти данные, строим свою работу. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Работа начинается с отработки гласных и простых согласных. Гласные отрабатываем не как-нибудь, а очень четко, даже несколько утрируя. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие и диафрагма и правильное дыхание.
• А– а -а! Пошире рот открой, Не ленись и громче пой!
А- а поём и я, и ты, Упражнения просты: А– а -а!
•У– у - у! – сказала, ежась, Зина. Ну, зимой и холодина!
У – у - у! Вторят волки ей в лесу, Они воют громко: «У – у – у!»
• О – о – о! Округли красиво губы, Разомкни немного зубы: О – о – о!
Язык поглубже убери, Вздохни еще раз и тяни: О – о – о!
• Вот гогочут громко гуси. В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!
У козы круты рога. Га – га – га, га – га – га!
• «И – го – го!» - заржали пони, Им в конюшне вторят кони:
«И – го – го, и – го – го! Мы несемся далеко!»
• «Муууу, молока кому?»
• «Ко – ко – ко, не ходите далеко!»
Упражнение «Мотор» поможет укрепить мышцы языка, а это очень важно для дальнейшего правильного произнесения звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р».
• Мотор натужно тарахтит, чадит, чихает и пыхтит:
Ты - ды, ты - ды, ты - ды, ды… налейте в кружечку воды!
Так - так, так – так… Кто за водой ходить мастак?»
Залили мы в мотор воды, мотор запел: «ды - ды, ды - ды,
• Тук - тук, тук - тук, тук - тук, тук - тук, Я знаю, кто мой лучший друг!».