Ольга Шульгина
Консультация для родителей «Дети в мире творчества» по использованию техник нетрадиционного рисования в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
"Дети в мире творчества" по использованию техник нетрадиционного рисования в домашних условиях
«Каждый ребенок – художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо
Публикация «Консультация для родителей „Дети в мире творчества“ по использованию техник нетрадиционного рисования в домашних условиях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструмент души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой работе, целенаправленность деятельности. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Я полагаю, что предоставленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс ребенка, помогут его воображению заиграть новыми красками. Нетрадиционными методами рисования можно пользоваться педагогам детских садов. Что мы и делаем в нашей работе с детьми по изобразительному искусству. В нашей старшей группе организован кружок по применению нетрадиционных техник рисования «Детские фантазии». А самое главное – хотелось бы привлечь к этой теме наших дорогих родителей, которые хотят развивать в своих детях творческие, трудовые и эстетические навыки. К сожалению, наши современные родители в силу своей занятости на работе, может по причине каких – либо других факторов, не могут или не хотят проводить с детьми времени больше, чем они посвящают малышам. Даже если родители нашли немного времени для своего чада, то это общение продолжается недолго и взрослый ссылается на свою занятость или усталость. И взаимодействие прекращается. Часто бывает, что начав рисовать, как говориться, в гордом одиночестве, ребенок успевает испачкать какую – то вещь или мебель. За это его ждет суровое наказание. Причина вовсе не в нем. Стоило ли его оставлять наедине с самим собой! Вероятно, ему наскучило одному и он просто решил таким образом привлечь ваше внимание. А может это получилось случайно, во время вдохновения?. Как ни крути, а ответственность лежит на нас – родителях. Может вы скажете, что проще было не давать ему краски, так ничего бы не было. Можно провести эксперимент. Родившемуся ребенку никогда не показывать кисти, краски, карандаши и т. д. И через год, дугой посмотреть на его развитие и на развитие его сверстников. Это колоссальная разница вас шокирует. Неужели мы враги нашим детям? Да и сам ребенок все равно будет стремиться к познанию нового через эту сферу интересов. Так поможем им найти и познать себя через искусство. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в разнообразные формы. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Я стала использовать в качестве художественных материалов и нити, как шпулечные, так и вязальные; мятый использованный лист бумаги (например, неудавшийся ранее рисунок, размытый рисунок и многое другое. Но так как возраст малышей, с которыми я работаю от 3 до 5 лет (средний, то и приемы рекомендую для этого возраста. Так, например, я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это «пятно», превратить в сюжетный рисунок. Следующая техника – «волшебные нити». Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Краски учат нити играм на бумаге. «Размытый рисунок» или «Красочки решили искупаться». Оказывается, плавать любят не только дети, но и краски тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке. «Печать растений» или «путешествие красок на осенних листочках» очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно. Своеобразие техники – родственницы : «припечатка поролоном, ватой, бинтом» привлекают детей своей простотой. Именно, в процессе использования этой техники дети не переживают, что сделают что - не так. «Печатаем штампами». Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки или рамку для рисунка. «Художественный мусор» это своего рода фантазирование на мятом листе бумаги. «Фотокопия», «граттаж» удивляют ребенка, вызывают восторг. Комбинирование техник нравятся ребятам постарше. Например: кляксография, набрызг, фотокопия, размытый рисунок в зимних композициях. «Вместо кисточки – рука». Детям очень нравятся прикосновения. Когда ребенок водит кистью с краской по руке она «ласкает» его ладонь и как бы успокаивает, напоминая мамину нежность. А увиденное очень радует. Особенно малышам нравится наблюдать, как он растет, сравнивая отпечатки ладошки. Можно завести книжку наблюдений и отмечать там его физиологические изменения. «Печатаем пальчиками». Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом. Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа. «Узор из точек». Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорирования предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. «Печатаем пробками». Использование бросового материала в художественно – творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов – приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов или пуговицы. «Прямые и кривые линии». Нарежем полоски плотного картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона. Чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнем его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок. Дорогие родители, услышьте в себе ребенка!