Приложение МААМ

Консультация для родителей «Дети должны быть с детства опрятные и аккуратные»

Анна Кузнецова
Консультация для родителей «Дети должны быть с детства опрятные и аккуратные»
▼ Скачать + Заказать документы

Все родителям хочется, чтобы ребёнок вырос аккуратным : одежду складывал и убирал в шкаф, свои игрушки и вещи раскладывал по местам и бережно относился к чужим вещам и игрушкам. Но добиться этого очень сложно.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧНЁМ, ТЕМ ЛУЧШЕ!

Навыки чистоты нужно прививать ребёнку с первых его дней жизни - ребёнок принимает естественной для себя ту среду, в которой живёт. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стараются быть похожими на взрослых (своих родителей). Для этого родителями нужно соблюдать правила чистоты и аккуратности.

Публикация «Консультация для родителей „Дети должны быть с детства опрятные и аккуратные“» размещена в разделах

Как только ребёнок проявляет попытки делать что-либо самостоятельно, надо приучать его к порядку. Как известно, происходит это в конце 1 - начале 2 года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо говорит с знакомой всем фразой «Я сам!».

Маленькие детки очень активны и им хочется делать всё то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам. К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.

Дети 3-4 лет.

Понимание цели того или иного действия складывается к концу раннего возраста. 3-4 год - это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребёнок начинает понимать слово «труд» - помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: «Я тружусь».

К трём годам ребёнок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстёгивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расчёской, зубной щёткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек.

Сказка о микробах.

Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика.

Гигиена - целая наука. Наука эта практическая. И наша задача - дать детям как можно раньше азы гигиенического воспитания, элементарные навыки по уходу за своим телом. Грязные ногти, нечесаные волосы - первые признаки нечистоплотности. А с неряхами, конечно, не очень-то любят общаться. Нужно также объяснить ребенку, что грязная кожа и одежда могут причинить вред его здоровью.

Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Поверхность твоего тела становится хорошим убежищем для бактерий и микробов, их там просто множество! Некоторые из них - настоящие «злодеи» и наносят вред твоему организму. Они обожают грязь! Как их можно победить? А помнишь сказку «Мойдодыр»? Можете использовать энциклопедии о теле человека или вместе с ребенком рисовать микробов.

Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса». Прибегайте к внешним средств воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно!

Носовой платок. Приучайте малыша пользоваться носовым платком. Никто не спорит, что рукавом гораздо удобнее. Но гигиенично и культурнее - все-таки платком. Носовой платок должна всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ жизни», то есть ходит в детский сад. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых, это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им с другом не стоит. Носовой платок нужно менять ежедневно, а не таскать ее по полгода в кармане.

При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком, чтобы не заразить своими микробами окружающих. Носовые платки из ткани можно заменить бумажными, особенно во время болезни. Глаза, рот, царапины нужно вытирать только свежим, неиспользованным платком! Через платок можно подцепить не только вирусную инфекцию, но еще и герпес, стоматит, конъюнктивит.

Как часто мыться и умываться? Водные процедуры утром и вечером полезны и для чистоты тела, и для укрепления иммунитета.

Мыть ноги необходимо каждый вечер - это закон!

Интимная гигиена и для мальчиков, и для девочек - также ежедневный закон!

Ванну можно принимать раз в неделю.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

• Нужно сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.

• Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.

Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.

Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.

• Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.

• Воспитывайте у своего ребёнка положительное отношение к порядку, чистоте: воспитывать в нем любовь к чистоте и радовать порядку, чистой одежды и чистоте своего тела. Также нужно обращайте его внимание на на внешний вид других детей во время прогулки, в книжках на картинках. Нужно сделать так чтобы ребёнок брезгливо относился к грязным рукам,к грязной одежды и непричёсанным волосам, помогайте ему обращаться к взрослым за помощью чтобы устранить неприятные моменты.

• Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.

• Учите сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду.

• Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами - самая высокая награда для малыша.

• Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

• Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: «Я тебя не люблю» или «Ты плохой мальчик». Лучше сказать так: «Ты нарочно разбил чашку, и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды». После нескольких подобных случаев ребёнок поймет последствия плохого поступка.

• Прививая детям, навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игровые приёмы. Например, играя с малышом в такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Уход за бельём», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребёнка форме обыграть многие бытовые действия и правила поведения. В ходе сюжетных игр можно приучать детей бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.

• Приучать ребёнка убирать на место игрушки лучше с помощью игровых приёмов.

Например, наводя вместе с ребёнком порядок в игровом уголке перед сном, обыграйте это событие, разговаривая с игрушками: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку в свой домик. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай мы положим тебя в кроватку, укроем одеяльцем, а собачку - под кроватку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас. А вы, машинки, поезжайте в гараж».

Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолютно, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.

Публикации по теме:

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны» (педагог года 2021) Конспект проведения музыкального занятия во 2 младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны». Образовательные.

Конспект ОД по развитию речи «Жизнь должна быть наполнена книгами, которые должны быть наполнены жизнью!» для детей 6–7 летКонспект ОД по развитию речи «Жизнь должна быть наполнена книгами, которые должны быть наполнены жизнью!» для детей 6–7 лет Любая книга – умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. Лопе де Вега. 10 марта – День первой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дети должны быть с детства опрятные и аккуратные»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 10:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дети должны быть с детства опрятные и аккуратные»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД