МААМ-картинки

Консультация для родителей детей с ЗПР «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

Анастасия Шунина
Консультация для родителей детей с ЗПР «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей детей с ЗПР на тему: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

У детей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

Публикация «Консультация для родителей детей с ЗПР „Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов- представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Игровая деятельность детей с задержкой психического развития значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте.

У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развитияразличной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и улучшить их речевые способности. Важно также использовать игры, направленные на развитие внимания, памяти и мышления, чтобы помочь детям лучше усваивать информацию и решать задачи.

Для развития внимания можно использовать игры, такие как «Ладошки», где дети должны поднимать руки в определённом ритме, или «Что изменилось?», где ребёнок должен запомнить расположение предметов на столе и затем определить, что изменилось.

Игры на развитие мышления и познания, такие как «Кто что любит?» или «Назови одним словом», помогут детям научиться классифицировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать информацию.

Для улучшения памяти и внимания можно использовать игры, требующие запоминания и воспроизведения информации, например, «Запомни картинку» или «Расскажи сказку».

Эмоционально-волевая сфера также важна для развития детей с ЗПР. Игры, направленные на развитие эмпатии и понимания эмоций других людей, помогут детям лучше адаптироваться в обществе и строить отношения с окружающими.

Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подход к обучению и развитию должен быть индивидуальным. Поэтому при выборе игр и методик необходимо учитывать особенности и потребности каждого ребёнка.

Также стоит отметить, что участие родителей в процессе обучения и развития детей с ЗПР играет важную роль. Родители могут помочь своим детям, поддерживая их интересы и увлечения, участвуя в играх и занятиях, а также обеспечивая необходимую поддержку и мотивацию.

В целом, использование специальных игр и методик в сочетании с поддержкой и участием родителей может помочь детям с ЗПР достичь значительных успехов в обучении и развитии.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений»Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений» Консультация для родителей и педагогов"Особенности развития основных видов движений"К основным движениям относится ходьба, бег, упражнения.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей с ЗПР «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
Опубликовано: 8 сентября 2024 в 11:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей детей с ЗПР «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Шунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД