Анастасия Шунина
Консультация для родителей детей с ЗПР «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей с ЗПР на тему: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
У детей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов- представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Игровая деятельность детей с задержкой психического развития значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте.
У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развитияразличной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.
Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и улучшить их речевые способности. Важно также использовать игры, направленные на развитие внимания, памяти и мышления, чтобы помочь детям лучше усваивать информацию и решать задачи.
Для развития внимания можно использовать игры, такие как «Ладошки», где дети должны поднимать руки в определённом ритме, или «Что изменилось?», где ребёнок должен запомнить расположение предметов на столе и затем определить, что изменилось.
Игры на развитие мышления и познания, такие как «Кто что любит?» или «Назови одним словом», помогут детям научиться классифицировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать информацию.
Для улучшения памяти и внимания можно использовать игры, требующие запоминания и воспроизведения информации, например, «Запомни картинку» или «Расскажи сказку».
Эмоционально-волевая сфера также важна для развития детей с ЗПР. Игры, направленные на развитие эмпатии и понимания эмоций других людей, помогут детям лучше адаптироваться в обществе и строить отношения с окружающими.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подход к обучению и развитию должен быть индивидуальным. Поэтому при выборе игр и методик необходимо учитывать особенности и потребности каждого ребёнка.
Также стоит отметить, что участие родителей в процессе обучения и развития детей с ЗПР играет важную роль. Родители могут помочь своим детям, поддерживая их интересы и увлечения, участвуя в играх и занятиях, а также обеспечивая необходимую поддержку и мотивацию.
В целом, использование специальных игр и методик в сочетании с поддержкой и участием родителей может помочь детям с ЗПР достичь значительных успехов в обучении и развитии.