Елена Омельченко
Консультация для родителей детей раннего возраста «Малыш и его игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей раннего возраста :
«Малыш и его игрушки»
Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. С первых дней жизни ребенка игрушка занимает значительное место в его деятельности, помогает развиваться и самоутвердиться формирующей личности.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Малыш и его игрушки“» размещена в разделах
Будут ли рядом с малышом любимые игрушки, которые станут самыми настоящими друзьями, помогут сформировать доброе и деятельное отношение к окружающему миру, зависит от того, понимают ли родители эту важную проблему.
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.
Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребенка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми.
Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.
Уже в раннем возрасте ребенок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что окружает его. Эта экспериментальная деятельность, находит отражение в манипулировании различными предметами. Малышу необходимы игрушки яркие, звучащие, мобильные, приятные на ощупь. Они становятся посредниками в общении между ребенком и взрослым, между детьми в семье. Дети с удовольствием включают в игру мягкие игрушки. От простого манипулирования игрушкой ребенок постепенно переходит к выполнению ею непосредственно игровых функций.
Очень эмоционально реагируют дети раннего возраста на игру с куклами бибабо, к сожалению, редко используемые в практике семейного воспитания. Ведущая роль здесь принадлежит родителям.
Игрушка - надежный помощник в воспитании. Серьезное отношение родителей к игрушке, как к живому другу своих детей,— залог успеха в воспитании умения дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Необходимо стремиться, чтобы ребенок дорожил игрушками, никогда не согласился бы обменять их на другие, новые и красивые. Через игрушку нужно помочь ребенку прочувствовать известную народную мудрость: «Старый друг лучше новых двух».
Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Нельзя допускать небрежного отношения к игрушкам. Приучайте детей ухаживать за игрушками : стирать кукольное белье, мыть посуду, игрушки. Не разрешайте ребенку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Обращая внимание на то, что игрушки — живые друзья, и обращаться надо с ними как с живыми. Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания.
Отремонтированная взрослым, в присутствии ребенка игрушка будет дороже новой.
Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребенка людей, как мать и отец, не остается им незамеченной.
Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребенка, если вам удалось сформировать отношение к ней как к другу.
Конечно, когда родители осуждают поведение малыша, это весомо и
значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребенка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Как спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе, реализацию своих личностных потребностей. Оценку поведения ребенка с помощью любимой игрушки можно эффективно использовать и в практике семейного воспитания.
Нередко игрушка эффективно используется, чтобы указать ребенку на его ошибки, недостатки. Игрушку можно использовать также для восстановления контакта с ребенком в конфликтной ситуации.
Некоторых детей привлекают отрицательные персонажи, что, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности, с обостренной потребностью в защите от внешнего мира. Ребенок, владеющий чудовищами, получает шанс в игре (но не в жизни) ощутить себя могучим. Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует психическую зависимость.
Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.
Жизнь малыша неотделима от игры. Все другие виды деятельности гармонично вплетаются в нее, создавая предпосылки для формирования личности. Именно через игру можно эффективно влиять на всестороннее развитие малыша. С этой целью уже в раннем детстве нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки : дидактические (мозаику, пирамидки, лото, строительный материал, игрушки для театрализованной деятельности (пластмассовые или резиновые в виде персонажей известных ребенку сказок, а также куклы бибабо, музыкальные, моторные (мячи разного размера, игрушки на колесах, спортивный инвентарь).
Нельзя забывать и об изобразительной деятельности малышей. Бумага, краски, карандаши, пластилин должны использоваться ребенком под руководством взрослого. Все эти игрушки и атрибуты деятельности могут стать любимыми, если позаботиться о формировании интереса к ним.
Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Необходимо обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
Особенно это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.
Чтобы вести серьезную воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть своя комната, столик и стульчик для игр. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке.
Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Игровой уголок поможет формировать у ребенка такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность, эстетический вкус. Первой и самой важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.
Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них — это первые ростки ценных качеств характера.
Подарить ребенку игрушку — это значит подарить ему радость общения, радость познания мира. Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.
Все люди символом мира и жизни на планете Земля считают ребенка.
А игрушка — это символ ребенка, его спутник. Вот почему игрушка выполняет помимо дидактической функции и социальную. Не случайно язык игрушки так понятен всем людям Земли.
Памятка для родителей
Какие игрушки приобретать детям?
— Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта).
Центральное место среди этой группы игрушек отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверия ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Сюда же относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них — любимый детьми плюшевый мишка.
Среди этой группы игрушек выделяют - театральные игрушки.
Они по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал головку, а два других -руки).
— Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки).
Это особый тип игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
— Строительные (различного вида конструкторы).
Эту группу представляют строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Сидя за столом, ребенок захочет играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя, стоя.
— Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные, мозаика).
С их помощью детей знакомят с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
— Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
— Игрушки-полуфабрикаты, которые может доделать сам ребенок.
Эти игрушки, которые все больше входят в жизнь, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
— Маскарадно-елочные игрушки (связаны с празднованием Нового года).
Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли — жили в образе.
— Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты).