Марина Горячева
Консультация для родителей «Дефекты речи и их предупреждение»
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, «не так как все».
Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи,вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.
Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться:
- полное отсутствие в речи того или иного звука;
- замена одного звука речи другим;
Публикация «Консультация для родителей „Дефекты речи и их предупреждение“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
- искаженное произношение звука.
Нарушение звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов более сложного речевого расстройства. Дефекты звукопроизношения как самостоятельное нарушение речи – это когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной фразовой речи, то они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства.
Причины нарушений звукопроизношения
Основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются :
• нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
• нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
• нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность арт. органов);
• неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
При снижении слуха (тугоухости) речь развивается с отклонениями от нормы, в том числе и звукопроизношение.
Нарушения анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строение челюстей, зубов, короткая уздечка языка и т. д.)препятствуют овладению правильным произношением некоторых звуков речи.
Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произношении каждого звука арт. органы должны занимать определенное положение.
Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное с их стороны внимание к его речи (неблагоприятные социальные воздействия) также могут стать причинами нарушений речи. Безразличное отношение со стороны взрослых к речи ребенка отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Во многих случаях у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении звукопроизношением.
В зависимости от причин, вызвавших нарушение звукопроизношения,
все его разновидности подразделяются на две большие группы :
- дислалия;
- дизартрия.
К дислалии относятся нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов.
К дизартрии относятся расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам.
При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно выяснить являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. Прежде всего следует обратить внимание на общую внятность речи ребенка, на «достаточность» его словарного запаса, на правильность построения фразы, на умение о чем – то связно рассказать, то есть оценить речь ребенка в целом.
Установление, по возможности, причин, которые обусловливают
неправильность произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой дифференциации звуков, что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.
Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельного называния ребенком специально подобранных картинок.
Эффективность преодоления нарушений звукопроизношения зависит в основном от его причинной обусловленности и от серьезности отношения как самого ребенка, так и его родителей, к логопедической работе. Функциональные моторная и сенсорная дислалии, как правило,поддаются полному и сравнительно быстрому преодолению, если не иметь в виду случаи преждевременного прекращения логопедических занятий. Практически полный результат достигается и при стертой дизартрии, а также при нерезко выраженной механической дислалии,не связанной с особо грубыми анатомическими дефектами в строении речевого аппарата. При наличии же последних эффективность преодоления дефектного произношения звуков во многом зависит от того, насколько удастся устранить имеющийся анатомический дефект.
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей заключается в устранении из жизни ребенка (или хотя бы в сведении к максимуму)действия тех причин, которые приводят к появлению дефектов в произношении звуков. В этом отношении важна забота как о сохранности речевых органов ребенка, так и о благоприятном для становления звукопроизношении социальном окружении.
Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения может оказываться в учреждениях разного типа. В каждом конкретном случае выбор определяется двумя факторами : во-первых, возрастом ребенка и, во – вторых, самой тяжестью дефекта. Оба фактора нужно учитывать одновременно.
В случаях тяжелых нарушений звукопроизношения (выраженная форма дизартрии или грубой механической дислалии, а также при проявлении дефектов звукопроизношения на фоне общего недоразвития речи логопедическая помощь оказывается в учреждениях стационарного или полустационарного типа. Для детей дошкольного возраста это речевые ясли, речевые детские сады или специальные речевые группы при массовых детских садах, а также речевые стационары. Во всех этих учреждениях ребенку может быть оказана необходимая комплексная и к тому же достаточно продолжительная помощь.
Использованная литература
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, М. :Просвещение,1989.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб. : Образование,1994.
3. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. СПб. : Дельта, 1996.