Ольга Черноскутова
Консультация для родителей «Что такое ЗПР?»
Консультация для родителей
Задержка психического развития у детей.
Врачи диагностировали у крохи задержку психического развития? Только без паники: все развиваются по-разному.
Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький, не может ответить почти ни на один вопрос! Вердикт специалиста — задержка психического развития, или ЗПР.
Задержка психического развития — это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое ЗПР?“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Предупрежден — значит вооружен!
ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. Если вовремя начать заниматься с таким ребенком, он может достичь уровня развития обычного малыша его возраста.
Трудно точно сказать, что становится причиной возникновения ЗПР.
Это могут быть любые проблемы внутриутробного развития:
болезни и стрессы беременной мамы
травмы малыша в животике
курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы
Неприятности при родах, несомненно, также способны стать виновниками отставания в развитии крохи.
Очень важны и первые месяцы его жизни:
что его окружало
чем болел
вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить
Почва для любых задержек развития — это неблагоприятное окружение в семье:
родители-алкоголики
физические наказания
грубость взрослых (угрозы, окрики, примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание
Никто не может расти и развиваться без любви. Помните об этом.
Давайте разберемся
Задержка психического развития бывает разной.
Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью) как будто „засыпают”. Часть из них можно „разбудить” и заставить работать, а некоторые — уже нет. А если обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, организм компенсирует дефект развития. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство, и слаженная работа ряда специалистов на протяжении многих лет.
ЗПР может развиться у деток, ослабленных бесконечными болезнями.
Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и страх за здоровье крохи. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях больницы или санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел.
Но несмотря на такие трудные случаи, все-таки самой тупиковой, по мнению дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением.
Очень обидно, когда нормальный малыш начал отставать в развитии от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.
Если это ЗПР
Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции: из десяти детей в группе у восьмерых этот диагноз к школе снимают.
Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? Родители такого малыша имеют право на зачисление в специальную группу для детей с ЗПР. Туда набирают не более 15 человек и тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами должен заниматься логопед.
Детей регулярно обследуют специалисты. В их задачи входит:
развитие мышления, памяти, внимания ребят
обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи.
Большое внимание уделяют работе с родителями.
Золотые правила:
1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны есть всегда.
3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
4. Необходимо уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.