Ольга Вячеславовна Барсукова
Консультация для родителей «Что такое дисграфия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из серьезных препятствий в овладении детьми грамотной речью и усвоении грамматики родного языка является дисграфия (нарушение письма).
Многие родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами детьми: неумением слушать, невнимательностью и т. д. На самом деле в основе ошибок лежат более серьезные причины - плохо сформированные звуковая и грамматическая стороны речи.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое дисграфия?“» размещена в разделах
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, напоминание причинно-следственных связей приводит к тому, что дети на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой и вызывают общее негативное отношение детей к процессу обучения.
На что нужно обратить внимание?
Если у ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;
Если ребенок - левша;
Если ребенок - переученный левша;
Если ребенку ставили ОНР или ФФНР;
Если ребенок соматически ослаблен;
Если ребенок слишком рано идет в школу;
Если у ребенка выявлена недостаточная Сформированность звукобуквенного анализа и синтеза;
Если у ребенка имеются трудности с мелкой моторикой;
Если в семье говорят на двух и более языках;
Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое, смазанное произношение);
Если ребенок заторможен или, наоборот, излишне активен;
Если у ребенка есть проблемы с вниманием и памятью.
Профилактика дисграфии у дошкольников
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознование настораживающих признаков речевого развития.
Важно не позднее 4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к ее развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
Надо преодолевать звуковые замены в речи, формировать кинестетические (тактительные ощущения) образы звуков, что при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
Также должна быть проведена коррекция нарушений слоговой структуры слова, т. к. это одна из причин возникновения дисграфии у дошкольников.
Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка
1. Используйте игры и упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа, развитие речевого слуха. Например, назовите ребенку какое-либо слово и попросите назвать место определенного звука в этом слове;
2. Повторяйте алфавит. Выясните, какие буквы гласные, какие согласные. Выкладывайте с ребенком буквы из разных предметов (проволоки, бусинок, веревочек, пластилина, обращая внимание на элементы этих букв;
3. Уточняйте и развивайте пространственные представления (право-лево, над-под, сзади-спереди и т. д.);
4. Приведите “словарь” ребенка в соответствие с возрастной нормой:
a)Знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии и т. д.);
b)Временные отношения - знание времен года (их признаков и порядок смены, месяцев, дней недели;
c)Знание основных обобщений (одежда, обувь, транспорт, животные, деревья и т. д.);
d)Знание детенышей животных (цыплята, телята, ягнята и т. д.);
5. Развивайте связную речь (описание предметов - какой, рассказывание и придумывание сказок, пересказ просмотренных мультфильмов и прослушанных сказок, беседа и т. п.).