Елена Николаевна Михайлова
Консультация для родителей «Что такое готовность детей к школе»
«Что такое готовность детей к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших
Публикация «Консультация для родителей „Что такое готовность детей к школе“» размещена в разделах
итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определ нную систему требований, которые будут предъявлены реб нку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система
отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их
определ нный набор (физическая, психологическая, речевая, социальная,
интеллектуальная, хотя уровень их развития может быть разными.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть
готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно
позволять, успешно проходить образовательную программу.
Психологическая готовность ребенка к школе означает - наличие желания
учиться, умения внимательно слушать взрослого.
Социальная готовность реб нка к школе подразумевает, что ребенок должен
быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности. Речевая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе :
1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на
правую.
2. Уделяйте больше внимания развитию графо моторных навыков у ребенка
(схематичному рисованию предметов, штриховке).
3. Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у реб нка умение слушать взрослого.
4. Развивайте у реб нка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.
5. Упражняйте реб нка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание,
шагание).
6. Особое внимание следует уделить развитию умения реб нка пересказать
любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.
Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет
укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на
учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!
Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш реб нок не готов к школе»?
Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш
реб нок – недоразвитый». Или: «Ваш реб нок – плохой». Но если речь ид т о
реб нке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что реб нку с поступлением в школу надо повременить. Он ещ не доиграл.
Что такое речевая готовность реб нка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и
различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять
звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Наличие у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Дети правильно соотносящие звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность реб нка к
школе?
• создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
• проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию
детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна
быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее
способствовать накоплению словарного запаса детей.