Аня Лаптева
Консультация для родителей «Чтение с увлечением, или Как пристрастить детей к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного человека книга - привычный предмет домашнего интерьера, упоминаемый в одном ряду со шкафом и тапочками, а главное, с детством и школой. Родители признаются, что все чаще дети не хотят, не любят читать книги и все свое свободное время проводят в погружении в мультсериалы, видеофильмы и компьютерные игры. Высокая скорость изменения нашего мира задает приоритеты новым носителям художественного слова – сейчас популярны книги электронные, аудиокниги, экранизированные книги, тележурналы. Просто, легко, удобно. Книга становится вторичной, фоновой. Аудиокнигу включают послушать, чтобы занять время поездки в метро или машине, книгу скачивают из Интернета тогда, когда есть срочность, когда задали. Задали в школе стихи Тютчева – нашел в Интернете несколько, выбрал маленькое, распечатал – вот и весь Тютчев, без всяких там сложностей: без томов стихов, вне поэтических циклов и предысторий. Хотя не все так трагично, правда? Когда ученые начали изучать психологию людей, которые успешны в самых различных областях, начиная искусством и спортом и закачивая бизнесом и политикой, то обнаружили, что все они хорошо умеют делать три вещи: 1) они любят читать и обсуждать книги, журналы, газеты, 2) они читают регулярно и постоянно, 3) они сами умеют сочинять, с легкостью пишут тексты. Хорошо известно, что ребенок через познание нравственных идей, духовного смысла книги проходит гуманную, "ускоренную социализацию" в нашем сложном мире. Любовь к чтению складывается из трех основ: хорошая, полезная книга, читательские способности, интеллект, воображение и творчество.
Публикация «Консультация для родителей „Чтение с увлечением, или Как пристрастить детей к чтению“» размещена в разделах
Какая книга для детей хорошая? Сегодня выпускается много новых ярких, лощеных, нарядных книг для детей. Они красивы и современны, хотя часто и проигрывают в своем оформлении детским книжкам 1970-1980-х годов. В детской книжке очень важную роль играют шрифт и картинки – иллюстрации. Большинство современных книжек иллюстрированы компьютерными рисунками или картинками одного стиля - «диснеевского». Это обедняет восприятие книги. Тексты хороших, дорогих изданий имеют авторские иллюстрации. Художник детской книги - такой же автор, как писатель или поэт: ведь его рисунки дополняют текст, изображают события и характеры персонажей, что делает книгу еще привлекательней. Есть много замечательных книг о животных, иллюстрированных мягкими, ласково-трогательными картинками Евгения Чарушина, даже простое разглядывание чарушинских мишек, белочек и воробьев делает читателя добрее, спокойнее и терпимее, а расписные картинки Юрия Васнецова, известного иллюстратора сказок, радуют душу и приучают читателя вглядываться в детали, в костюмы и узоры, тем самым включается творческое воображение.
Какая книга для детей полезная? Польза чтения, слушания книги во многом зависит от самого читателя, слушателя. Существуют книги, отражающими мироощущение детей того или иного возраста, литература, раскрывающая проблемы, типичные для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников или студентов. Есть литература, мощно расширяющая кругозор и увеличивающая словарный запас ребенка. Есть книги о добре, о сочувствии, дружбе и милосердии. Есть книги, помогающие ребенку преодолеть упрямство, агрессивность, лень и одиночество. Есть особая жизнеутверждающая литература - книги, улучшающие настроение, поднимающие дух. Есть интересные книги, подающие пример, например, о жизни замечательных людей, о героях и путешественниках. К тому же у каждого человека есть книги «свои», похожие на тебя, на твою историю, на твою судьбу, а значит, полезные именно для тебя, и есть книги тебе чужеродные, а значит, не приносящие пользу. Есть книги для чтения «по случаю», когда в жизни складываются особые ситуации, глубоко переживаемые ребенком, например, переход в новую школу, конфликты с родителями, предательство друзей, смерть близкого человека, переезд на новое место жительства, развод родителей, появление второго ребенка в семье, первая любовь и разлука. Правильные в таких ситуациях книги лечат, оказывают страдающему читателю первую помощь, они оздоравливают, вылечивают душу. Есть книги, повышающие самооценку и те, которые научают относиться к себе критично. Есть книги смешные, строгие, красивые, добрые и веселые. Есть книги только для взрослых и только для шестилеток или для мальчиков 10 лет. Есть свои книги для лидеров, для общественников, для будущих учителей, банкиров и артистов.
Книги в доме должны жить рядом с вами.
Желательно, чтобы родители вместе с детьми общались с книгами: не только, конечно, вместе читали, но и даже просто вместе рассматривали книги, перекладывали, классифицировали книги, потому что именно таким образом происходит первое знакомство с миром книг и приучение детей к общению с книгой, к свободе выбора. Взрослые, не прячьте книги в доме, не заставляйте их на дальние полки: чтобы ваши дети читали самостоятельно, по своей воле, книги в доме должны быть легкодоступны, лучше всего расположить книжные полки на уровне роста ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Помогите ребенку выбрать, найти книгу на книжной полке, попробуйте поискать самую красивую книгу, самую страшную или самую смешную, самую печальную или самую строгую, самую загадочно-притягательную или самую «похожую на тебя» книгу. И, наконец, дорогие родители, читайте, слушайте книги сами.
Пример вашей любознательности, читательской активности для ребенка - главный!