Елена Пашинина
Консультация для родителей «Автоматизация звуков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Автоматизация звуков у дошкольников"
Речь ребенка формируется постепенно.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков.
Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух.
Публикация «Консультация для родителей „Автоматизация звуков у дошкольников“» размещена в разделах
Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.
Автоматизировать звук – это значит постепенно, последовательно ввести звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
Автоматизация звука в слогах
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах.
Например, при автоматизации звука «ш» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, О, У сначала в прямых слогах: ША, ШИ,ШО, ШУ, затем в обратных: АШ, ЫШ, ОШ, УШ, далее в слоги, где звук находится между гласными: АША, АШЫ, АШО, АШУ, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ШТО, ШТА, ШПА, ШМА, ШНЫ, ШКО.
Автоматизация звуков в словах
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ША – ШАПКА).
На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук)
"Маша под душем моет шею и уши. "
"У мишки шапка и шубка. Мишка катается на машине. Мишка катается на лошадке. "
Автоматизация звука в связной речи
В заключение звук автоматизируется в специально составленных текстах, которые насыщены этим звуком, что требует от ребёнка постоянной сосредоточенности на правильном его произнесении и в то же время обеспечивает достаточное для автоматизации количество повторений.
И только после последовательного «прохождения» всех рассмотренных этапов автоматизации звука мы можем рассчитывать на то, что ребёнок сможет свободно пользоваться этим звуком в обычной разговорной речи.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации».
Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто необходима.
Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля за правильностью его звучания.
В дальнейшем необходим точно такой же постоянный контроль над речью ребёнка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз исправлять, то есть просить ребёнка ещё раз, но уже правильно повторить то же самое слово.
Этим будет обеспечена полная автоматизация звука при одновременном сокращении сроков логопедической работы.